20 февраля в Национальном музее-институте архитектуры им. А.Таманяна открылась выставка экспонатов Музея ковра Шуши. На ней представлено около 80 ковров из различных регионов Арцаха. Ковры принадлежат основателю музея Вардану Асцатряну и были вывезены из Шуши 1 ноября 2020 года. Испокон веков ковры являлись органичной частью истории и быта Арцаха, национальным ремеслом, считались символом благоденствия семейного очага. В беседе с корр. "Голоса Армении" Вардан Асцатрян отметил, что в Арцахе ковры ткали веками, и не только в специализированных мастерских, но и в домах. В деревнях существовали школы ковроделия.
"Наш музей был основан в 2011 году и имеет два здания, - рассказывает В.Асцатрян. - Становлению музея помогла группа меценатов во главе с Алеком Багдасаряном из США. За это время мы собрали практически все виды арцахских ковров, а также старинные предметы традиционных ремесел. Идея открыть Музей ковров у меня возникла давно, особенно с учетом того, что в советские годы многие карабахские ковры были вывезены. Открыли именно в Шуши, потому что на всем протяжении истории этот город был столицей и культурным центром Карабаха. В периоды отсутствия армянской государственности регулирующую роль в масштабах всей нации брала на себя Армянская Апостольская Церковь, которая заботилась не только о воспитании поколений в христианском духе, но и о сохранении, развитии культурного наследия. Не случайно культурное наследие в основном хранилось в церквах, изучалось архимандритами (вардапетами-хранителями). Церковь определяла тематическую и орнаментальную направленность изготовления ковров, а также хранила связанные с ковроткачеством технологии. Однако связь между Церковью и искусством ковроделия оборвалась во время Геноцида армян, когда помимо многочисленных загубленных человеческих жизней было разграблено армянское культурное наследие. Еще одной из главных целей создания в Арцахе Музея ковра является пресечение циничной политики Баку по присвоению армянской, в частности, карабахской культуры. Ни для кого не секрет, что Азербайджан давно уже обогащает свою биографию армянскими и персидскими коврами".
В шушинском музее хранилось около 250 ковров, сотканных в XVII - XX веках. Усилиями Асцатряна 160 удалось вывести. Лучшие из них и представлены на выставке. Самому старому из представленных образцов 350 лет.
АРМЯНСКОЕ КОВРОТКАЧЕСТВО, КОТОРОЕ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ по технике исполнения до определенной степени совпадало с ткачеством, прошло долгий путь развития, начиная с простых изделий, сплетенных на рамах различной формы, до ворсовых узелковых ковров, ставших изысканными произведениями искусства. Первоначально сплошное полотно натурального цвета стали периодически покрывать вертикальными черточками, зигзагообразными линиями. Именно вертикальная линия рисунка создает дотоле не известную в ковроделии новую технику ткачества. Так были заложены основы вязки карпета. Пересечение прерывающей горизонтальную нить основы и зубчатую нить черточки сделало возможным появление на гладкой поверхности различных законченных геометрических фигур: треугольника, четырехугольника, креста, окружности, ромба, звездчатых многоугольников. Тематические рисунки на коврах строго придерживались классических форм, не допускался выход из рамок не только в плане орнамента, но и цвета. Каждый орнамент и цветовая гамма имели свое значение. При этом, по словам Асцатряна, тайны мира и бытия отображались в целостной картине ковра, а не в элементах орнамента. Ценность им придавали и качество использованной нити, и технология окраски, которая позволяла в течение веков сохранять свежесть.
Многие краски получали на месте, некоторые красители завозились из Индии и Персии. Армянские - в частности, карабахские - ковры отличаются своеобразием и богатством символов. Интересны также сюжетные композиции ковров. Особый интерес представляют цветущие кресты. Кстати, изображение самовара на некоторых коврах не случайно. Культура чаепития была очень развита в Карабахе, во всех семьях имелись самовары.
"Ереванская выставка продлится несколько месяцев, - сообщил В.Асцатрян. - Что касается дальнейшей судьбы коллекции, то я надеюсь, что по этому поводу правительства Армении и Арцаха решат вопрос с помещением в Ереване".
Отметим, что в связи в открытием выставки Министерство культуры Азербайджана выразило в ЮНЕСКО протест и заявило, что ковры являются образцами национального наследия, неотъемлемой частью Азербайджана - Карабаха и эта выставка представляет собой очередной случай незаконного присвоения со стороны Армении. Комментировать очередной абсурд соседей мы не будем. Приведем мнение доктора искусствоведения Волькмара Ганцхорна: "Восточный ковер не только не ведет свое происхождение от кочевых племен, но и районом его происхождения не является Центральная Азия. Восточный ковер является производным древних цивилизаций Армянского нагорья, лежащего на перекрестках древнейших торговых путей между западом, севером и югом".
Тигран Мирзоян, "Голос Армении"