В 2022 году у Армении будут серьезные вызовы как в социальном, так и в политическом плане. Такое мнение в беседе с корреспондентом Sputnik Армения выразил бывший министр финансов, международный советник по управлению общественными финансами Вардан Арамян, проанализировав экономические показатели 2021 года и прогнозы на 2022-й.
АРАМЯН НЕ ОТРИЦАЕТ, ЧТО 2021-й, ПОСЛЕДОВАВШИЙ за кризисным 2020 годом, был трудным для всех, даже для развитых стран, но констатирует, что экономический спад был самым глубоким как среди стран ЕАЭС, так и региона.
"К сожалению, восстановление макроэкономики в 2022 году будет неполным. После 7,4%-ого экономического спада 2020 года мы имеем гораздо более низкий экономический рост. Прогнозы, что мы сможем приблизиться хотя бы к 7% - из жанра фантастики", – сказал бывший министр, выразив сожаление, что правительство страны не прислушалось к предостережениям специалистов.
Вместо этого исполнительная власть, по оценке Арамяна, пошла на популистские шаги, чтобы завоевать благосклонность общества, еще более усугубив экономическое положение страны. Речь идет о пенсиях и пособиях, увеличившихся с 1 января 2022 года.
"Я вижу здесь серьезные риски. Когда ты берешь на себя такое обязательство, то сокращение оказывается практически невозможным. Нельзя взять и сказать дедушкам-бабушкам, мол, я ошибся, не предвидел, что экономическая ситуация не позволяет повысить ваши пенсии, - сказал Арамян, – Я прекрасно понимаю, что это делается на фоне инфляции. Только лишь рост цен на продовольственные товары сегодня в нашей стране достигла 20%, и это неизбежно приведет к социальным последствиям. Но есть правильная последовательность шагов. Категорически неверно идти на решение социальных вопросов, не установив столпы экономики, потому что в этом году ты решишь вопрос, в – следующем году создашь гораздо большую проблему".
Нынешнее положение экономики Армении Арамян сравнивает с больным, нуждающимся в неотложной помощи. Надежда на выздоровление, по его словам, пока есть. Но для этого правительство должно отказаться от популистских шагов и расходов, суметь затянуть ремни и, в первую очередь, начать с себя.
"Как бы правительство ни оправдывалось и не заявляло, что у нас 5%-ый показатель экономической активности, я озвучу два фактора. Пожалуйста, не забывайте, что у вас был спад, намного глубже, чем рост, и, во-вторых, посмотрите на структуру, за счет чего растет ваша экономика? В основном растем за счет экзогенных явлений. Это приток трансфертов и высокий рост мировых цен на медь. Это два фактора, которые привели к более или менее высоким показателям экономической активности", – сказал Арамян, подчеркнув, что в 2021 году выросли также торговля, сервис и строительство.
Объем представленных правительством инвестиций Арамян также относит к "жанру фантастики", напоминая, что в 2021 году прямые иностранные инвестиции составили 42 млрд драмов. При этом большая их часть была направлена на горнодобывающую промышленность.
"Инвесторы-нерезиденты, которых в горнодобывающей сфере немало, в течение года получают прибыль в виде дивидендов и оставляют их в стране. Статистика фиксирует это как приток прямых инвестиций и в то же время отток доходов. Влияние на экономику нулевое. У нас просто нет прямых иностранных инвестиций" - сказал Арамян.
Что касается инвестиций в общую экономику, то согласно данным за 9 месяцев 2021 года рост частных инвестиций также практически нулевой, а конкретней – 0,3%. Причину специалист видит в провальных действиях правительства.
Напомним, что по решению правительства с 1 января 2022 года минимальные пенсии и пособия увеличились на 2000-3000 драмов.
В январе–ноябре 2021 года потребительские цены, по официальным данным, выросли на 7,1%, цены на продукты питания выросли на 16,9%.