«Смешно было наблюдать, в какое нелепое положение поставил себя Никол, объявив борьбу с теми «ценностями», проповедуя которые он сам захватил власть», - говорит в интервью «Голосу Армении» экс-замминистра обороны РА Артак Закарян.
- События в Казахстане – попытка цветной революции?
- Однозначно. Воспользовавшись недовольством населения по поводу подорожания сжиженного газа, вооруженные формирования, готовые к свержению власти силовым методом, тут же приступили к делу. Ясно, что они были к этому готовы: использовать народные волнения, чтобы посеять в стране хаос.
Хорошо, что этого не произошло – власти Казахстана и силы ОДКБ отреагировали своевременно. Иначе затрясло бы весь регион. Тем более, что в Казахстане были признаки, свидетельствующие о присутствии пантюркистских радикальных организаций и турецкого вмешательства. Нельзя не учитывать тот факт, что Казахстан – страна, расположенная между Россией и Китаем, и силовая смена власти повлекла бы за собой и геополитические изменения.
- Как оцените реакцию руководства Армении на происходящее в Казахстане?
- Конечно, было очень смешно наблюдать, в какое нелепое положение поставили себя Никол и его подопечные заявлениями о том, что будут бороться с теми «ценностями», проповедуя которые они сами захватили власть в Армении. На самом деле у нас в 2018 году тоже произошла цветная революция, однако на фоне народных волнений легитимные власти, исходя из недопустимости дестабилизации внутри страны, подали в отставку. И, увы, во власть пришли люди с улицы, посадившие в конечном итоге страну в глубокую яму.
- Владимир Путин заявил, что в Казахстане «активно применялись присущие майданным технологиям элементы силовой информационной поддержки протестов». В Армении образца весны 2018-го года они тоже были?
- Да. Мы хорошо помним, какое давление были на парламент, на депутатов, вплоть до психологического террора и угроз. А когда Пашинян на площади Республики заявил, что или он станет премьером-министром или в стране премьера не будет – это уже явная майданная формула со знакомыми технологиями.
- Почему же Серж Саргсян не обратился к ОДКБ, как Токаев?
- Постфактум можно многое говорить, дескать, надо было делать так или этак.
В той ситуации решение Сержа Саргсяна было правильным. Потому что у нас был карабахский вопрос, на границе параллельно могли вспыхнуть столкновения, в майданная чума могла распространиться на Арцах. Как избранный премьер, Саргсян поступил на тот момент верно: метод силового подавления спровоцировал бы массовые беспорядки, стрельбу, пролилась бы кровь.
Сам Никол в аналогичной ситуации пошел бы на самые крайние шаги. Для него и его хозяев как раз-таки удобнее было бы захватить власть кровью, чтобы потом в кратчайшие сроки расправиться со страной по полной программе. Если бы тогда, в 2018-ом, были бы столкновения с силовыми структурами, вполне возможно, что на сцену вышли бы вооруженные формирования и случились теракты. К счастью, такого не произошло, никто не пострадал.
И тем более не было нужды привлекать контингент ОДКБ. Мы бы смогли своими силами все сделать, но еще раз повторюсь: без крови было бы очень трудно обойтись. А для страны с остро стоящими вопросами внутренней и внешней безопасности это всегда плохо.
Другое дело, что потом случилось то, что случилось. Сложно было предугадать, что капитулянты специально пришли к власти, чтобы спровоцировать войну и сдать Арцах. И в конце концов, давайте не забывать, что эти самые капитулянты получили большинство голосов избирателей, после 2018 года были легитимированы и разрушили всю страну и Арцах. К сожалению, это тоже факт.
- Что скажете по поводу бурной деятельности Пашиняна в плане задействования сил ОДКБ по 4-ой статье для поддержки Казахстана, тогда как в контексте вторжения азербайджанских ВС на территорию Армении официального обращения в Организацию по той же статье не последовало?
- Во-первых, надо сказать, что Пашинян в ОДКБ ничего не решает. Не он же принимал решение отправить военный контингент в Казахстан. Просто так получилось, что Армения на данный момент председательствует в Организации, и в функции Пашиняна входило проведение совещания по факту обращения президента Казахстана. Который, кстати, в своей речи особо отметил роль России и Беларуси в плане оперативного реагирования.
Так что хвастливые речи Никола – всего лишь болтовня. Как он, так и его команда за время пребывания у власти блестяще сумели разве что испортить отношения с ОДКБ и странами–членами. Полагаю, это понимают все. Во время вторжения азербайджанской военщины на территорию Армении наше руководство даже не сумело обратиться в ОДКБ, имеющей четкие обязательства перед Арменией. Весь мир свидетельствовал о том, что территория Республики Армения оккупирована, а армянские власти 10 дней искали статью, по которой следовало призвать на помощь ОДКБ.
- И так и не нашли…
- И так и не нашли, потому что им так удобно. Они исполняют то, что диктуют им турецко-азербайджанские интересы. Что же касается активности Никола в связи событиями в Казахстане, то он осознает, что его власть трещит по швам, поэтому загодя стремится принимать участие во всем, что касается действий ОДКБ в этой стране. Чтобы, если потребуется, спасти свою шкуру с помощью Организации.
Но я уверен, этого не будет. Позиция казахстанского правительства – это одно дело, позиция армянских властей – другое. Все уже понимают, откуда эти люди пришли и чего хотят.
- Можно считать ситуацию в Казахстане стабилизировавшейся?
- Не думаю. Но будем надеяться, что стабильность сохранится и распространения «пожара» на другие страны Средней Азии не случится.
Зара Геворкян, "Голос Армении"