Президент Азербайджана уже начал говорить о возможности третьей войны против Армении, утверждая, что даже подписание мирного соглашения их не остановит и ни один документ не может быть для Баку смирительной рубашкой. Эта вполне ожидаемая враждебная риторика будет только усиливаться, в ответ удостаиваясь лишь миролюбивых словоизлияний армянской стороны.
ВСЕ БОЛЕЕ ОЧЕВИДНО, ЧТО ЕСЛИ ПОДПИСАНИЕМ ЗАЯВЛЕНИЯ от 9 ноября наша страна оказалась в огромной беде, то теперь нас наверняка ждет гораздо большая катастрофа. Проигравший переговорщик не меняется, а вот Азербайджан уже не тот: Алиев вовсю использует свою позицию победителя и постарается причинить Армении как можно больше бедствий.
Если до войны Пашинян утверждал, что у него нет каких-либо полномочий и мандата принимать решение, связанное с территорией и статусом Арцаха (что, однако, не помешало ему подписать трехсторонний документ), то сегодня об Арцахе он вообще не говорит, то есть реализует свои же заявления об отсутствии у него мандата – только уже после сдачи Арцаха. Страной и людьми, представлять которых так стремился в свое время этот человек, сегодня пренебрегают. Такое впечатление, что у Пашиняна нет мандата говорить даже о территориальных уступках Армении, хотя он нарушил Конституцию, незаконно изменив границу страны и возвестив о грядущих потерях (например, в Тавушском марзе).
Чего ждать от растоптавшего Конституцию руководителя, может ли он, скажем, соблюдать Судебный кодекс или закон «О закупках»? Одной из гарантий, предусмотренных Основным законом, является система сдержек и противовесов между ветвями власти, и подписанные Пашиняном от имени Армении трехсторонние соглашения должны были пройти через Конституционный суд и Национальное Собрание, чего сделано не было. Это пренебрежение по отношению к основополагающим ценностям и принципам правового государства и гражданского общества, о чем, однако, наше «миролюбивое» правозащитное сообщество умалчивает.
С 1992 года ни в одной, даже рабочей версии какого-либо документа не было положений, связанных с территорией РА, а пресловутый «мегринский вариант» в свое время был отвергнут именно Азербайджаном. Предложение о возможной уступке бывших анклавов в Тавуше или Арарате должно было быть изначально отклонено в парламенте и КС - в том случае, конечно, если бы, во-первых, через них прошло, а во-вторых, эти органы не были послушными исполнителями воли одного человека. По сей день не завершив даже делимитацию границы с Грузией, властная система и офицерский корпус молча позволяют, чтобы враг под покровительством Пашиняна проводил свою границу на нашей территории.
Нарушив вступившее в силу решение суда, Судебный кодекс и Конституцию, Пашинян год назад поспешил вернуть Азербайджану убийц Гулиева и Аскерова – и это при том, что сотни армянских военнопленных до сих пор подвергаются пыткам в бакинских тюрьмах. Делается все, чтобы завоевать расположение врага, чтобы Алиев вдруг не обнародовал сведения о содержании переговоров с Пашиняном.
После подписания трехстороннего заявления Азербайджану были переданы десятки сел Мартакертского, Гадрутского и Шушинского районов, наши военнослужащие были разоружены и взяты в плен, были сданы остальная часть Воротана и Ковсакана, отрезок дороги Горис-Капан, территории и позиции в Гегаркунике и Сюнике. Этот список, к сожалению, будет иметь продолжение, пока нет концепции переговорного процесса. Ереван и Степанакерт продолжат просто так уступать, а Баку будет требовать большего.
Давид Саркисян, "Голос Армении"