Заявления и поведение выступающих под армянским флагом горе-дипломатов типа Арарата Мирзояна, Рубена Рубиняна и других, каждый раз доказывают, что Армения потеряла последние осколки своего суверенитета. Даже самые отсталые силы в регионе обращаются с нашим государством, как хотят. Вместо укрепления и обустройства обновленной, сократившейся линии границы, в условиях фактического бездействия армянского государства и отсутствия сопротивления наши границы чертит Азербайджан.
ВСЕ УСИЛИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ ПОКОЛЕНИЯ, положившего начало Арцахскому движению и выигравшего войну, выброшены на свалку истории. Сохраненный Гарегином Нжде ценой крови и слез, разбивший мечту пантюркистов Сюник сегодня находится на игровом столе великих держав и его судьба решается без нас. Решения об обновленном административно-территориальном делении Азербайджана показывают, что для врага Сюник куда более желанный кусок, чем даже Арцах.
Отчуждение большей части Арцаха на самом деле было лишь первым актом длинной цепи демонтажа армянского присутствия на армянской же территории, главной целью является Сюник. Аппетит Турции только разгорается и выступления Эрдогана и Алиева доказывают их притязания в отношении юга Армении. С деморализованным, технически не восстановленным, послушным командным составом ВС РА невозможно представить реальное сопротивление продолжающейся сдаче Арцаха и Сюника.
Ощутимое падение авторитета офицерского корпуса армии является следствием не только поражения, но и того факта, что во время войны они не взяли власть в свои руки и подчинялись неприемлемым приказам Пашиняна. Ни в Ереване, ни в Степанакерте генералитет не взял на себя управление войной, тогда как сегодня уже очевидно, что это стало бы единственной возможностью выйти из войны с минимальными потерями и по возможности быстро. Генералы четко понимали, что политические приказы ломают хребет нашим вооруженным силам, но они продолжали подчиняться. Например, осуществленная по личному решению Пашиняна операция в Джракане, как свидетельствуют полевые командиры, стала губительной для нашей армии.
Сколько бы времени ни прошло, как бы ни менялись внутренние реалии, на трехсторонних армяно-российско-азербайджанских переговорах Пашинян будет неспособен вести переговоры с Алиевым. Враг и партнер будут продолжать воспринимать его в качестве жалкого и униженного руководителя. Пашинян не осмелился даже потребовать к трехстороннему заявлению от 9 ноября карту или приложение в качестве железных гарантий того, что граница после подписания не изменится ни на йоту. Вместо этого он поддался шантажу Алиева, согласился с текстом заявления, вполне возможно - даже не читая его, и беспрекословно продолжал сдавать территории также после завершения активной фазы войны.
Между тем в случае замены переговорщика сразу после поражения однозначно можно было бы найти лазейки и истолковать в нашу пользу неопределенности документа. Спустя более года после своей победы враг только укрепляет армию и продолжает выступать с позиции силы, а Армении запрещено преодолевать комплекс проигравшего и заниматься возрождением армии. Эта унизительная практика будет продолжаться до тех пор, пока у власти находится лидер, символизирующий поражение.
Давид Саркисян, "Голос Армении"