Экс-президент Армении Серж Саргсян в интервью прокомментировал переговорный процесс по нагорно-карабахскому конфликту, коснувшись, в том числе, расхождения мнений Армении и Азербайджана о Мадридских принципах, резолюциях Совбеза ООН.
Резолюция Совбеза ООН была ожидаема
Саргсян заявил, что резолюция Совета безопасности ООН была ожидаема. По его словам, Казанский документ в случае принятия должен был быть обязательно утвержден со стороны Совбеза ООН.
"Во всех документах эта мысль и идея была. Ни в одном из документов не было написано, что обязательно это должно быть направлено в Совет безопасности ООН", - сказал он.
Третий президент рассказал, что в 2016 году Армении был предложен блок, состоящий из трёх различных документов. Так, одним документом должна была быть декларация между Арменией и Азербайджаном, вторым - заявление министров иностранных дел стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, третий - проект резолюции Совбеза ООН, которая обобщала эти два документа и включала другие детали.
Саргсян подчеркнул, что резолюции Совбеза ООН 1993 года не решали вопрос статуса Нагорного Карабаха или иные проблемы, а касались исключительно прекращения военных действий.
"Какое отношение имеет резолюция Совбеза ООН 1993 года? Она касалась совершенно другой проблемы. Принятые в 1993 году резолюции касались прекращения военных действий. Это не решало вопрос статуса и другие", - отметил он.
Саргсян заявил, что резолюция ООН обязательно была бы принята, исходя из того, что 3 из 5 постоянных членов совета - Россия, США и Франция - предлагали этот проект.
"Даже если бы на нее было наложено вето, что бы мы от этого потеряли? Не могли сопредседатели сделать такое предложение, а в ходе обсуждений на 180 градусов изменить позицию и принять другое решение. Ответственным за неурегулирование были бы члены международного сообщества. Но такого не могло было быть", - сказал он.
Экс-президент подтвердил, что ни резолюции ООН, ни Казанский документ не были "документами мечты" для армянской стороны, но были приемлемыми и осуществимыми на практике.
Разные мнения о Мадридских принципах
Саргсяна попросили прокомментировать заявления премьер-министра Армении Никола Пашиняна о различиях в восприятии Арменией и Азербайджаном Мадридских принципов и о том, что эти принципы могут быть неприемлемы для армянской стороны.
"Был кто-то, кто бы верил, что мнения армянской стороны и азербайджанской стороны должны совпасть? То есть, он так думал? И именно это выступление свидетельствует о том, что по крайней мере до этого выступления этот человек не понимал, что происходит", - ответил Саргсян.
Он заявил, что на переговоры нужно идти не для того, чтобы требовать объяснений от переговорщиков или от посредников, а для реализации своего видения. По его словам, необходимо выражать свои ожидания от переговоров, а не "возмущаться" представленным предложениям.
"Предложенное очень ясно. Было сказано, что проблема должна решиться на основе компромиссов, что Нагорно-Карабахская автономная область должна получить статус <...>, что эту проблему нельзя решать силовым путём. И говорили, что мы придём с миротворцами до тех пор, "пока не созреете до референдума". Это было очень ясно. Ещё в каком объяснении была нужда? Что должно было быть разъяснено? То есть, я поехал в Казань, чтобы потребовать объяснений у (президента Азербайджана Ильхама - ред.) Алиева? Я поехал в Казань, чтобы спросить сопредседателей, мол, что это вы тут вообще предложили? Как можно демонстрировать такой подход?", - сказал он.
По мнению экс-президента, Пашинян в некотором роде даже "упрекает" сопредседателей: "Что это вы предложили – раз нас что-то не устраивает, предлагайте новое".
Полностью выгодного Армении документа быть не могло
Саргсян сообщил, что в Казани должен был быть принят всеобъемлющий договор о мирном решении проблемы Нагорного Карабаха. По его словам, это был договор о решении Арцахской проблемы мирным путём, заключенный между двумя сторонами при участии представителя Нагорного Карабаха.
"Не могло быть документа, который бы целиком исходил из интересов Армении. Из интересов Армении бы вытекало, если бы вся эта территория зоны безопасности, не знаю, может ещё и больше, принадлежала бы ей. То есть, так нельзя формулировать", - сказал Саргсян.
По его словам, если бы стороны приняли эти предложения и если была бы резолюция Совета безопасности ООН, которой бы предшествовали декларация Армении и Азербайджана и заявления сопредседателей, это бы дало возможность решить проблему мирным путём, не переходя "красные линии".
"После Казанских переговоров не было никакого документа, никакого предложения со стороны сопредседателей (МГ ОБСЕ - ред.), чтобы тем или иным образом не были защищены все те положения, которые были в Казанском документе. Потому что Казанский документ был "порожден" Мадридскими принципами", - сказал он.
О нагорно-карабахском конфликте
Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.
Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.
С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек, и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.
Новости-Армения