В политологии принято считать, что пока оппозиция не получит поддержку 10% бескомпромиссно настроенных сторонников, смена власти не может произойти. А при достижении этой пороговой доли возникает эффект "цепной реакции" поддержки оппозиции. Причем не только среди неопределившихся, но и среди сторонников власти.
В ЭТОЙ СВЯЗИ РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА, проведенного в Армении в ноябре-декабре 2021 года американским Международным республиканским институтом (IRI), председателем совета директоров которого является сенатор Дэн Салливан, представляются весьма примечательными. Они однозначно свидетельствуют не только о том, что потенциал оппозиции в несколько раз превосходит пороговую долю в 10%, но и о гораздо более важном: народ, состоящий, естественно, не только из сторонников оппозиции, готов выйти на борьбу.
Не случайно 39% опрошенных уверены в том, что могут повлиять на решения, принимаемые в стране, еще 27% считают, что скорее всего могут, и только 16% в этом сомневаются.
Готовность выйти на улицу людей, к этому в принципе совершенно не склонных, выход с протестом мирных обывателей – это признак того, что какая-то важная черта перейдена и дело-то до петли доходит. Если протест молчавшего до этого большинства и не приведет к смене власти, то может вынудить Пашиняна и его окружение отказаться от своей катастрофической для страны и народа политики.
И речь здесь идет не только об антиармянской повестке властей (отказе от Арцаха, предоставлении "Зангезурского коридора" и т.д.), не только о "нормализации" отношений с Турцией и Азербайджаном, но и о проводимой социально-экономической политике, в результате которой положение граждан с каждым днем стремительно ухудшается.
Образно говоря, перед нами случай, когда отец перестал кормить ребенка, но оставил себе неотъемлемое право его пороть, то есть родитель, добровольно лишивший себя обязанностей и оставивший за собой только права – сам подвигает этого ребенка к неповиновению и сопротивлению. Ибо кому понравится быть вечно битым, а прокорм добывать самостоятельно?
Поведение этой власти поражает странным сочетанием активности с бессмысленностью. Она проявляет совершенную импотенцию во всех вопросах, кроме репрессий против политических оппонентов, не выполняющих ее незаконные требования судей и несогласных граждан вообще. Пашинян фактически объявил себя Медузой Горгоной: обернешься в его сторону – окаменеешь.
ПАСЕ может сколько угодно принимать резолюции о беспрецедентном развитии демократии в Армении, но факт остается актом: 26% опрошенных абсолютно недовольны уровнем развития демократии в стране, 40% довольны частично, и только 11% считают, что с демократией у нас все в порядке.
Все-таки импотенция, по моему мнению, имеет право быть и не такой пафосной и демонстративной. Ну, не получается – отдохни в сторонке. Если настолько ничего не можешь, зачем так это подчеркивать?
О ЧЕМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА, проведенного IRI? Подробно останавливаться на всех данных, думаем, не имеет смысла, они уже приведены в "Голосе Армении". Если очень кратко, то очень важным представляется следующее.
46% населения считают, что страна движется в неправильном направлении, и только 34% придерживаются противоположного мнения. 90% опрошенных считают Турцию главной политической угрозой для Армении, 77% опрошенных таковой считают Азербайджан. Для подавляющего большинства респондентов Турция и Азербайджан являются также угрозой безопасности (88% и 81% соответственно). 85% населения выступают за то, чтобы Арцах оставался армянским, а 11% видят республику в составе России.
Таким образом, основную повестку властей – братство с Турцией и Азербайджаном – население отвергает. Бесспорно, наши сограждане привычны к самым неожиданным политическим поворотам, но все-таки гибкость их психики властям не стоит абсолютизировать.
По части оценки работы государственных органов лидирует Защитник прав человека, аппарат же премьера лишь на 7-ом месте. Самую низкую оценку получили парламент, приватизированный Пашиняном КС и джангиряновский Высший судебный совет. 61% людей считает, что Армения управляется в интересах определенных групп, и лишь 31% думает, что в интересах большинства граждан.
Что можно посоветовать властям в данной ситуации? Лично мне любые попытки давать советы этой власти напоминают эпизод из старого фильма Наны Джоджадзе "1001 рецепт влюбленного кулинара". Там утонченный повар старых времен ютится в каморке над зловонной советской столовой и деликатно подбрасывает тамошнему повару советы: если вы будете добавлять в варенную рыбу чуточку кардамона, она будет не так резко пахнуть.
Но ведь эта власть как раз и хочет, чтобы было несъедобно. Это входит в ее кодекс, в ее представления об идеальном. Поэтому советы, как организовать, наладить, рационально устроить, заведомо излишни. Власти хотят делать все как можно хуже.
А вот оппозиции можно посоветовать следующее. В настоящее время она предпочитает оборонительную тактику, выстраивая глубоко эшелонированную "линию Мажино". Можно, конечно, запереться в крепости в надежде отсидеться, но нет никакой уверенности, что "линию Мажино" не обойдут с фланга. Так было не только в военной истории – политическая тоже знает довольно примеров.
Одной обороной войну не выиграешь. Безусловно необходимая оборонительная тактика должна быть дополнена задачами наступательными.
В пассивном ожидании ситуация будет только ухудшаться с каждым часом. Все это описано в известном анекдоте. Двое упали в глубокую яму с нечистотами. Стоящий в дерьме по шею кричит: помогите! Другой, стоящий по губы, шепотом просит: не гони волну. Так вот, я убежден, что если просто стоять – дерьмо затопит все без всякой волны.
Очень многое, в том числе и результаты социологического опроса, проведенного IRI, свидетельствуют о том, что для наступления сегодня есть все предпосылки.
Гагик Мкртчян, "Голос Армении"