"Градус ненависти, пренебрежения и презрения к нынешней власти в обществе достаточно высок", - говорит в интервью "Голосу Армении" психолог Карине Налчаджян.
- Уже не единожды мы наблюдаем, как пашиняновская власть под разными предлогами де-факто отвергает памятные даты, символизирующие государственность. Недавний пример – отсутствие руководства страны (всех поголовно сразил ковид) на мероприятиях, посвященных 30-летию нашей армии. Что это – череда случайностей?
- Никаких случайностей, в происходящем я вижу четкую логику, заключающуюся в том, что сегодняшние власти Армении делают все для уничтожения атрибутов государственности. Если помните, изначально пошла мощная атака на национальные ценности – атака на Церковь, семью, школу, все то, что цементирует нашу идентичность. Все делается для того, чтобы исчезло понятие "мы", в котором национальные праздники, памятные даты, имеющие для нации экзистенциальное значение в контексте символов национальной, этнической идентичности, играют огромную роль. Их уничтожение рождает внутри человека хаос. "Кто я?", "кто мы?" - ответы на эти вопросы повисают в воздухе.
Что касается армии, то опять же давайте вспомним, что развал армии пашиняновская власть начала с дискредитации героев. Между тем, что такое армия? Кроме функции защиты, она обеспечивает также психологическую функцию безопасности. Помните наше отношение годами ранее, когда реакцией на информацию о диверсии врага была уверенность в том, что наша ответит контрударом? Мы привыкли к этому, и эта уверенность не ослабевала до тех пор, пока нынешняя власть, условно говоря, "клубникой", не превратила армию в нечто бытовое. То же самое касается всего остального. Сначала ударили по символике, потом начали разваливать государство действиями.
Вспомним слоган "Помню и требую" в связи с темой признания Геноцида, и то, как эта власть изъяла из этого слогана слово "требую". Подобные вещи не случайны. Или еще пример: в ходе последних выборов слоганом правящей партии стало "будущее есть". И на каком фоне красовался этот слоган? На фоне потертого флага, похожего на тряпку. Не особо развитое системное государственное мышление и без того было нашим слабым местом. Но военно-патриотическое воспитание молодого поколения, День армии, почитание героев и т.д. все же обеспечивали это "чувство государства" в наших согражданах, обеспечивали ощущение национального "мы". А пришедшие с улицы "бархатные" назначенцы уже четвертый год бьют по этому слабому месту, снимают "требуем", игнорируют День армии и т.д., насаждая в людях ощущение "отсутствия Родины".
- При этом странно, что даже скоропалительные социально-экономические перемены, сильно бьющее по уровню жизни наших сограждан, не приводят к социальному взрыву. К слову, при прежних властях малейшее посягательство на карман обывателей выводило массы людей на улицы. А сейчас даже тотальное подорожание на все, включая коммунальные услуги, не становится причиной всенародного возмущения. Почему?
- Во-первых, есть атмосфера страха – это факт. Обратите внимание: на улице журналист, скажем, проводит опрос, и люди избегают говорить на камеру, отворачиваются и убегают. Боятся, что выскажут недовольство, а потом за ними начнут гоняться правоохранительные органы, СНБ. Кто-то боится потерять работу, кто-то просто не желает связываться. Пашинян и его соратники многое сделали, дабы насадить и укрепить атмосферу страха. Размахивания молотком, публичные угрозы на языке подворотни – все это не случайно. Другая причина, почему люди молчат: удары следуют так быстро, что не успеваешь реагировать. Представьте человека, которого ударили по голове: он еще не очухался, как его бьют по спине, по рукам, ногам. Это наша реальность. Плюс, у многих чувство вины за то, что в свое время они устраивали в стране "революцию", скакали по площади, закрывали улицы. И вот итог. Сегодня те, кто понимает, что они сотворили в апреле 2018-го, это тот контингент, который не пошел на последние выборы. Мол, ничего хорошего от нашей активности тогда не вышло, а что выйдет сейчас? Однако в любом случае, есть предел, после которого взрыв так или иначе произойдет.
- Потеря родины – не предел?
- Многие не понимают, когда им говорят о родине. К тому же "работают" целенаправленно распространяемые клише в духе: "а что может сделать Никол?", "Николу в карман бросили эту проблему", "не политизируйте". Между тем люди понимают, что потеряли во время 44-дневной войны члена семьи. И это понимание будет расти, даже если им вбивают в головы призыв не политизировать. Но погибшие - это жертвы политики, а не войны, понимаете? Вот в чем ужас. Людей просто отправили на бойню. Война тоже должна быть честной: мужчины встают друг против друга и дерутся. Но в 44-дневной войне наших ребят просто отправили умирать. Сдавали территории, и уже после сдачи отправляли людей на верную смерть. А теперь твердят "не политизируйте". Не говоря уже о попытке насадить любовь к врагу. Это не сможет длится бесконечно.
- Так где предел?
- Прежде чем ответить на ваш вопрос, скажу еще вот о чем: в череде крайне опасных для страны и народа процессов, один из самых опасных – перекройка нашей Конституции по указке Алиева и в полном соответствии со вкусами турок. Вы видели комиссию, которая будет заниматься реформой Конституции? Кто ее члены? Это же позор: какие-то якобы правозащитники, которых не видно-не слышно было все это время, сегодня меняют Конституцию страны. Кстати, бывший президент РА Армен Саркисян, в тексте, призванном объяснить его отставку, приветствовал вышеупомянутую комиссию и конституционную перекройку – тоже крайне опасный сигнал в контексте турецко-британского влияния.
Для государства Конституция – кислород, которым оно дышит, а сейчас ее ломают, подстраивая под интересы врага. То есть пашиняновская власть по всем направлениям разрушает государство. Возвращаясь к вопросу "где предел?", скажу, что потенциал недовольства и возмущения есть уже давно. Однако не бывает так, чтобы в один прекрасный день народ проснулся и как один пошел на площадь. Локальные демонстрации происходят постоянно. Недавно водители протестовали из-за того, что услуги подорожали. Спросить бы их: а где вы были, когда люди перекрывали дороги в знак протеста против установления азербайджанцами таможенного пункта на дороге Горис-Капан? Или протестуют крестьяне, которых не устраивают цены на закупку винограда. Локальным протестам нужен лидер, который возьмет на себя все движение. С другой стороны, время не ждет.
В мире происходят очень серьезные изменения. Противостояние между США и Россией – не шутка, меняется миропорядок. В этом процессе молчит наша аналитика, призванная дать ответы на вопросы: какие глубинные трансформации происходят, где наше место в этих трансформациях? Вместо этого в Армении нагнетается ужасающая антироссийская пропаганда. А это тоже уничтожающий нас удар. Мы должны это понимать и действовать. Если 30-40 тысяч наших сограждан выйдут на улицы, вопросы решатся. Ибо и в правоохранительных органах, в структуре полиции, СНБ, тоже не все предатели, есть люди, которые отлично осознают, что власти ведут страну к разрушению. При этом, из нынешнего кризиса мы можем выйти победителями, если будем грамотно работать с русскими. Если же позволим власти и дальше предавать и уничтожать государство, то не миновать фатальных потерь. Надо организовать народ и вывести его на улицы. Градус ненависти, пренебрежения и презрения к нынешней власти в обществе уже достаточно высок. Требуется лидер…
Зара Геворкян, "Голос Армении"