На последней пресс-конференции в Москве, по завершении официального визита в столицу России президента Азербайджана, господин Ильхам Алиев, говоря о стратегическом партнёрстве с Россией, произнёс также фразу о, якобы, древних азербайджано-российских дружественных связях. В этой фразе удивляет сочетание двух характеристик этих связей – древний и дружественный.
О "ДРЕВНОСТИ" АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ ГОВОРИЛОСЬ СТОЛЬКО, что как-то неудобно повторяться. Напомним лишь, что само понятие "азербайджанский народ" было введёно в употребление европейскими историками в конце 19-ого века. Выдающийся исследователь Востока Бартольд, говоря об Азербайджане как новосозданной стране, писал следующее (В. В. Бартольд. Сочинения. Том 2/1, с.703:):" ...Ширван никогда не употреблялся в том смысле, чтобы он охватывал территорию теперешней Азербайджанской республики. Ширван — это небольшая часть с главным городом Шемахой, а такие города, как Гянджа и др., никогда в состав Ширвана не входили, и если нужно было бы придумать термин для всех областей, которые объединяет сейчас Азербайджанская Республика, то, скорее всего, можно было бы принять название Арран, но термин Азербайджан избран потому, что когда устанавливалась Азербайджанская Республика, предполагалось, что персидский и этот Азербайджан составят одно целое, так как по составу населения они имеют очень большое сходство. На этом основании было принято название Азербайджан, но, конечно, теперь, когда слово Азербайджан употребляется в двух смыслах — в качестве персидского Азербайджана и особой республики, приходится путаться и спрашивать, какой Азербайджан имеется в виду: Азербайджан персидский или этот Азербайджан?"
Опасения Бартольда оказались не напрасными. Сегодня независимый Азербайджан, спекулируя на этой путанице, присваивает себе культурное наследие Ирана и его древность, и рассуждает о древних связях своей страны с Россией во времена, когда самого государства Азербайджан ещё не было и в помине. Но если древних связей не могло быть по определению, значит бессмысленно говорить и об их дружественном или враждебном характере. Если только не считать ярким проявлением "дружбы" русско-персидские войны, подарившие России территории для будущей советской республики.
В поисках древнего Азербайджана
В одном из своих прошлых комментариев я как–то приводил пример видеоролика, на котором "образованный" Ильхам Алиев ищет страну под названием "Азербайджан" на карте древнего мира и очень нервничает от того, что на ней указана Армения, а Азербайджана нет (надо понимать так, что возмущение было вызвано явной "ошибкой", допущенной составителями древней карты).
ХОТЕЛ БЫ РАЗОЧАРОВАТЬ ГОСПОДИНА АЛИЕВА ещё одним примером такого рода (а их очень много), с которым я сам столкнулся случайно много лет назад в поисках информации о Болонском процессе и его истории. Речь идёт о капитальном 3-томном труде австралийского историка Джеймса Боуэна "История западного образования" (James Bowen, "A History of Western Education"). В 6-ой главе первого тома рассказывается об истории образования в эпоху эллинизма и походе Александра Македонского на восток. Там же приводится карта империи Александра (конец 4-ого века д. н.э.), на которой достаточно крупно показан кавказский регион. Из всех нынешних закавказских государств указана только Армения под своим собственным именем, известным миру и сегодня. На ней также указана Колхида (грузины оформили свою государственность чуть позже), а там, где сегодня юг Азербайджана, – Мидия. Такая вот реальность, неприятная для нашего обидчивого соседа. При этом речь идёт не просто об источниках не армянского происхождения, а о таких, которые вообще не относятся к армянской проблематике.
Отсутствие древней азербайджанской государственности является головной болью и откровенной завистью Алиева по отношению к своим географическим соседям. Азербайджанские историки утверждают, что история их страны прослеживается вплоть до эпохи палеолита. В реальности же речь идёт о хорошо известной у археологов Азохской (по-азербайджански - Азыхской) пещере в Гадрутском районе Арцаха (см. статью "Азохская пещера Арцаха раскрывает древние тайны" на сайте Armedia), которая считается одной из древнейших стоянок пре-неандертальцев в мире (5-е место по древности). И поскольку Азербайджан считает Карабах своей территорией, то все обнаруженные там артефакты "как бы становятся" частью его национальной истории. Осталось, разве что, придумать способ определения национальной принадлежности неандертальцев, а то ещё пуще – их предков. Автору такого изобретения можно было бы со спокойной совестью присудить степень доктора доисторических наук. Это, на первый взгляд, чисто саркастическое утверждение отнюдь небезосновательно.
На сайте Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki.Азыхская_пещера имеется раздел о политизации (!)….раскопанных останков, где говорится: "Российский учёный Виктор Шнирельман, говоря об археологии, стоящей на службе национализма, приводящего к крайним формам автохтонизма, приводит в пример раскопки в Азыхской пещере. В последней, согласно учёному, были найдены останки архантропа, которые с целью обоснования прав на Нагорный Карабах были объявлены в Азербайджане "первым азербайджанцем"[23]". Как видим, история Азербайджана настолько "глубоко" ушла в "древность", что уже испытывает умопомрачение.
О "дружественных" связях Азербайджана и России
Если говорить о нынешнем характере азербайджано-российских отношений, то они выглядят дружественно лишь на официальном уровне. Сам факт наличия в Азербайджане, по словам Алиева, 340 русских школ и обучающихся в российских вузах 15000 азербайджанских студентов, несомненно, приятен России.
У НАС ЖЕ ВОЗНИКАЕТ ПОДОЗРЕНИЕ, ЧТО ЭТА ПОЛИТИКА в отношении русского языка диктуется не столько желанием прикоснуться к духовным истокам богатой и облагораживающей русской культуры, с которой у Азербайджана нет исторически обусловленного духовного родства, но ещё и желанием продвигать армянофобию и собственную историческую концепцию с прицелом на присвоение духовного наследия своих географических соседей. А русский язык, имеющий, пусть и ослабленное, но все же достаточно сильное влияние на формирование мировоззрения окружающих Россию народов постсоветского пространства, может служить незаменимой площадкой для осуществления такой стратегии.
Наши сомнения в надёжном качестве азербайджано-российской дружбы основаны также на некоторых публикациях и видеоматериалах в интернете, касающихся лиц в политике и бизнесе, а также государственных структурах России, подкормленных на азербайджанские нефтедоллары и обеспечивающих нужный имидж республики в глазах российского общества. Сколько скандальных историй мы услышали за последние пару десятков лет о капитальных вложениях Азербайджана в формирование своего благоприятного облика на международной арене для продвижения своих региональных и внерегиональных целей?
В азербайджанском обществе растёт также недовольство действиями российских миротворцев в Нагорном Карабахе, той помощью, которую они оказывают армянам в гуманитарной сфере и в деле защиты их жизни, о чём ранее уже писалось. Если надежды Азербайджана в его геополитических устремлениях во многом связаны с усилением роли Турции в закавказском регионе, то его заверения в дружбе с Россией выглядят неискренними и лицемерными и связаны с конъюктурными соображениями.
Недавним подтверждением сказанного является признание Алиевым территориальной целостности Украины и намерения азербайджанских добровольцев отправиться на Украину для участия в операциях против российских войск на стороне вооружённых сил Украины. В знак благодарности украинцам за оказанную ими помощь Азербайджану в военных действиях против Нагорного Карабаха. Вот такая вот пресловутая солидарность сторон, основанная на ложном восприятии собственной истории. Отсюда урок: свою историю нужно знать не на хорошо, а на отлично.
Григорий Саиян, "Голос Армении"