Историю своего народа нужно знать и оберегать от нападок и фальсификаций всякого рода проходимцев иностранного, а порой и местного происхождения. Народам с исторической дистанцией в несколько веков легче разобраться, чем занимались их предки. У армян задача посложнее.
МЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ХОРОШО ПРЕДСТАВЛЯЕМ СВОЙ ПУТЬ в период правления царских династий Арташесидов, Аршакидов, Багратидов, Киликийских владык и дальше после Средневековья, в наши дни. Знаем, что Ервандиды правили от 331 года до н.э. до 200 г. до н.э. О предшествующих эпохах сведений гораздо меньше. Монография кандидата исторических наук, ведущего научного сотрудника Института востоковедения Роберта Казаряна называется "Хайаса (Аззи)". В ней на основе хеттских источников XV-XIII вв. до н.э. исследуется история одного из важнейших государств Армянского нагорья II тысячелетия до н.э. - Хайасы.
Автор представляет в книге целостную историю государства, список его топонимов, политические отношения с соседней Хеттской державой, определяет роль Хайасы в истории древней Армении. Хеттские клинописные источники чрезвычайно важны, ибо во многих случаях являются единственными сохранившимися письменными свидетельствами. За последние десятилетия были выявлены новые хеттские клинописи, уточнены старые. Анализируя материалы Р. Казарян подчеркивает, что название армян - хай (армянин) генерирует не от названия страны Хайаса, а от армянского имени "хай". Хетты, зная самоназвание "хай" жителей страны, расположенной к востоку от них, по канонам своего языка, назвали эту страну Хайаса, прибавив суффикс "аса". Кстати, в исследовании отмечается и взаимосвязь между хеттским и армянским языками, принадлежащими к семье индоевропейских языков.
В главе "Локализация Хайасы (Аззи)" Р. Казарян касается работ историков, начиная с 20-х годов XX века, в которых делались попытки уточнить местоположение и территорию Хайасы. Э. Форрер, Й. Фридрих, А. Гетце, Э. Кавеньяк, Н. Мартиросян, Н Адонц, Гр. Капанцян (в работе "Хайаса - колыбель армян"), А. Манандян, С. Еремян, Г. Джаукян и другие ученые излагали результаты своих исследований по вопросу. Р. Казарян приходит к выводу, что Хайаса занимала основную часть территории запада Армянского нагорья от р. Евфрат до озера Ван. В то же время не исключено, что влияние Хайасы распространялось на восток по долине реки Аракс. В книге размещена карта.
Хайасу хетты называли также Аззи. Согласно Гр. Капанцяну, наличие двух названий одного и того же государства следует объяснять значением их названия. Хайаса имело этническое значение, Аззи - географическое. Р. Казарян приводит названия более 30 городов и населенных пунктов Хайасы, локализует их местоположение, где это возможно, указывает источники.
ХАЙАСА ЯВЛЯЛАСЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЕДИНИЦЕЙ С СОЛИДНЫМ по тем временам военным потенциалом, что позволяло ей бороться с могущественной Хеттской державой. Хайаса могла вывести на поле боя армию, состоящую из 700 боевых колесниц и 10 тысяч пехотинцев. Конечно, потенциал хеттов был помощнее, и это играло свою роль в отношениях стран. По данным летописей Суппилулиумы I, хетты, вторгшись в пределы Хайасы, достигли определенных успехов, после чего был подписан договор, в котором со стороны Хайасы фигурирует правитель Хуккана. Есть и фрагменты раннего текста. Так что можно считать это третьим договором между странами.
Примечательно, что хеттский царь по условиям договора с относительно слабым партнером, тем не менее, отдал ему в жены свою сестру, запрещая при этом Хуккане иметь детей от других жен (чтобы в будущем власть досталась племяннику). Подчеркивалась и совместная борьба против других стран. Интересен и другой факт в этом первом (из сохранившихся) в истории Армянского нагорья дипломатическом документе. Царь хеттов настаивал, чтобы Хуккана вернул находящихся в Хайасе хеттских подданных и восстановил границы Хатти. То есть Хайаса была достойным соперником хеттов. Недаром в указанном договоре (в отличие от заключенных с другими странами) Суппилулиума I называют себя не великим царем Хатти, а просто царем.
Р. Казарян приводит сведения о государственном строе Хайасы, в которой, кроме царя, существовал институт старейшин, был и класс жрецов. Сохранился пантеон богов Хайасы. Анализируя исследования других ученых, автор проводит интересные параллели, приходит к убедительным выводам о том, что боги Хайасы являлись древними прототипами дохристианских армянских богов.
В монографии приведена таблица хеттских царей от конца XV в. до начала XII в. до н.э. - периода крушения Хеттской державы. После этого названия Хайаса или Аззи в летописи не упоминаются. Очевидно, единое хайасское царство тоже распалось на более мелкие государственные образования. В ассирийских источниках XII-IX вв. до н.э. они указаны как "страны Наири". То есть являлись преемниками Хайасы. А уже несколько позже, в период завершения переднеазиатского кризиса, на этих территориях сформировалось Ванское царство.
Книга "Хайаса (Аззи)" Роберта Казаряна предназначена прежде всего для историков, но заинтересует и широкий круг читателей, интересующихся тем, "откуда мы пришли, куда свой путь вершим".
Александр Товмасян, "Голос Армении"