Судя по сообщениям нашего МИДа, Ереван и Баку обменялись предложениями по так называемому мирному договору. По которому, как известно, согласовано 13 положений, осталось 3 несогласованных положения.
Никол Пашинян и правящая команда по поводу этих трех несогласованных положений молчат, как партизаны, и даже оппозиционным депутатам не позволяют ознакомиться как с согласованными положениями, так и с несогласованными. Пашинян опасается, что оппозиция поднимет шум и сорвет подписание…
УЖЕ ПО ЭТИМ СТРАХАМ ПРАВЯЩЕЙ КОМАНДЫ МОЖНО ПОНЯТЬ, что ничего хорошего Армении не сулят ни согласованные положения, ни тем более, те, которые пока не согласованы, но по которым сейчас идет активная работа.
Ереван молчит. Не молчит Баку. В СМИ Азербайджана (и, полагаем, не случайно) о трех последних пунктах, вокруг которых идет работа, говорится вполне конкретно, и в условиях партизанского молчания нашего МИДа нет оснований не верить утечкам в азербайджанской прессе.
Каковы же три последних положения, согласно инсайдерской информации азербайджанских СМИ? Согласно утечкам, один пункт касается известной претензии Баку о необходимости изменений в Конституции Армении. Второй пункт предполагает обязательства не возбуждать друг против друга исков в международных правовых инстанциях. Наконец, третьим пунктом Баку намерен закрепить положение об неприемлемости присутствия миссий и сил третьих стран на границе.
По первому пункту известно, что Пашинян не против изменений в Конституции РА, он просто предлагает провести конституционный референдум в 2026-2027 годах, чтобы убрать из Конституции РА ссылку на Декларацию независимости республики. В ответ на такие отмазки Баку заявил, что намерен подписывать мирный договор не с Пашиняном, а с Арменией… Можно предположить, что по первому несогласованному пункту стороны могут прийти к «компромиссу» о необходимости после подписания мирного договора его одобрения на референдуме.
Касательно исков сторон в международных судебных инстанциях. Принятие этого пункта важно для Баку, поскольку, если Ереван соглашается, это означает, что у Армении нет никаких претензий к Азербайджану: все Алиев сделал правильно, и развязав войну 2020-го, и осуществив этническую чистку в Арцахе, и оккупировав ряд приграничных территорий Армении, и уничтожая сегодня армянский след в Арцахе - все сделал правильно.
Наконец, третий пункт о неприемлемости присутствия миссий - гражданских и, тем более, военных на армяно-азербайджанской границе… Формально третий пункт направлен на желание Баку выдворить из Армении миссию гражданских наблюдателей ЕС. Но тут очень примечательные другие аспекты. Во-первых, что имеется в виду под приграничной территорией? В Армении приграничными являются все области, кроме Котайкской и города Еревана…
Но даже если предположить, что третий пункт предполагает неприемлемость присутствия миссий третьих стран непосредственно на армяно-азербайджанской границе, тут есть еще существенный момент.
КАК ИЗВЕСТНО, АНКАРА СТАВИТ УРЕГУЛИРОВАНИЕ АРМЯНО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ в зависимость от армяно-азербайджанских. Два государства одного народа и все такое… Легко предположить, что, если подобное положение войдет в текст армяно-азербайджанского мирного договора, то, когда наступит очередь заключения армяно-турецкого договора, Анкара выступит с аналогичным предложением. И это будет логично: если Ереван закрепляет в обязанность отсутствие миссий третьих стран на армяно-азербайджанской границе, то почему бы не включить такой пункт и в армяно-турецкой договор?
Последствия такого решения понятны: вывод из Армении, в частности с армяно-турецкой границы, сначала пограничных войск ФСБ России, а потом и расположенной в «приграничной зоне» 102-ой российской базы. Тем более понятно, к чему это приведет. Таким образом, не знаем, как насчет согласованных 13 пунктов, но согласие Еревана на три вышеприведенных будет означать не только подписание очередного акта капитуляции, но фактически предполагает конец армянской государственности.
Пойдут ли Пашинян и правящая партия на такие шаги? Легко, потому как неоднократно говорили, только отсутствие армянской государственности или ее существование под турецким протекторатом может гарантировать нынешней правящей команде, что потомки не будут обвинять их в предательстве, об этом не напишут в будущих учебниках по истории армянского народа и эту тему не будут изучать в армянских школах. Поскольку, если не будет независимого государства, не будет ни армянских школ, ни армянских учебников.
А в учебниках, которые, возможно, разрешат для факультативного преподавания Баку и Анкара, будет сказано, что благодаря мудрой политике Никола Пашиняна многострадальная Армения, наконец, обрела мир, став частью мира турецкого.
Рубен Маргарян, "Голос Армении"