Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) продолжает рассматривать Армению как союзника, несмотря на неучастие Еревана в мероприятиях объединения. Как РИА Новости, об этом заявил в четверг в Астане генеральный секретарь организации Имангали Тасмагамбетов."Ну, как известно, республика Армения поставила на паузу работу в организации, и это отражает сложившуюся на данный момент позицию политического руководства Республики Армении в отношении ОДКБ, но должен сразу отметить, что это решение независимого суверенного государства, повлиять на которое не может ни одно государство или какая-нибудь организация.
Но тем не менее мы считаем, что Армения была, есть и остаётся нашим союзником. Мы надеемся, что Армения в обозримой перспективе вернётся к полноценному участию в Организации Договора о коллективной безопасности. Конечно, позиция Армении тоже обсуждалась на заседании Совета коллективной безопасности", - сказал Тасмгамбетов после заседания Совета коллективной безопасности с участием глав государств.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ОБРАЩАТЬСЯ К ТЕМЕ ЗАМОРОЗКИ УЧАСТИЯ АРМЕНИИ В РАБОТЕ ОДКБ, наверное, не имело бы смысла, если бы не одно обстоятельство. О нем чуть позже. А пока зафиксируем нынешний этап отношений РА-ОДКБ. Так вот, как генсек Организации, так и, в частности, официальные представители РФ неоднократно и по сей день подчеркивают, что Армения остается союзницей в формате ОДКБ.
Между тем из Еревана звучат совсем иные заявления, точнее, радикально противоположные оценки. Так, пару месяцев назад Никол Пашинян прямо заявил, что видит в ОДКБ угрозу безопасности Армении. «Мы заморозили наше членство в ОДКБ не только потому, что ОДКБ не исполняет свои обязательства по обеспечению безопасности Армении, но и потому, что ОДКБ создает угрозы безопасности Армении, ее дальнейшему существованию, суверенитету и государственности», - заявил Пашинян в ходе второго всеармянского саммита. А еще он отметил, что до тех пор, пока не будут услышаны ответы ОДКБ на вопросы Армении, Армения с каждой секундой все больше будет отдаляться от ОДКБ, и есть большая вероятность того, что она перейдет точку невозврата.
С тех пор прошло много секунд, но пока не ясно, пройдена эта точка невозврата Армении в ОДКБ или нет. Не совсем понятно, как вообще можно считать союзническими отношения, при которых одна из сторон прямо обвиняет другую в создании «угроз безопасности, суверенитету, государственности».
Теперь об обстоятельстве, точнее, некоторых нюансах, заставляющих вновь обратиться к данной теме. В кулуарах сессии ОДКБ в Астане, секретарь Совбеза РФ Сергей Шойгу заявил, что обновленная ядерная доктрина России предусматривает, в том числе, защиту стран ОДКБ. По его словам, если в старой доктрине Россия гарантировала ядерный зонтик для союзников, то в новой версии документа эта защита прежде всего относится к странам ОДКБ.
Под формулировкой «ядерный зонтик» подразумеваются гарантии, предоставляемые ядерной державой своим союзникам по их защите от нападения третьих стран с применением ядерного оружия. По сути, когда представители ОДКБ или российской стороны регулярно подчеркивают, что Армения остается союзницей, кроме всего прочего это означает, что Ереван находится под ядерным зонтиком РФ.
Возможно, еще несколько лет назад это обстоятельство не заслуживало бы такого внимания, как сейчас. Но сегодня совсем иная ситуация. Никогда еще мир не стоял так близко к ядерной войне, как сейчас. В сложившейся ситуации многие страны мира очень хотели бы оказаться под чьим-нибудь ядерным зонтиком. А вот Армения, фактически имея такое защитное, точнее, сдерживающее средство, находится на грани выхода из-под него. Причем при условии, что альтернативных зонтиков никто и не предлагает.
Так что же в современных реалиях больше «угрожает безопасности Армении, ее дальнейшему существованию, суверенитету и государственности»: наличие места под ядерным зонтиком, или же перспектива потерять это место? Казалось бы, ответ однозначен. Элементарная логика и инстинкт самосохранения подсказывают, что когда начинается проливной дождь, правильнее укрыться под зонтиком, а не выходить из-под него. Но есть другая логика, согласно которой Армения близка «к точке невозврата»…
Ара Меликсетян, "Голос Армении"