Недавнее назначение послом Украины в Турции Наримана Джеляла является событием, имеющим далеко идущие последствия, считает политический обозреватель Петр Македонцев. В своей статье, опубликованной в издании EurAsia Daily, он напоминает, что Нариман Джелял является заместителем главы запрещённой в РФ экстремистской организации «Меджлис крымскотатарского народа» и был арестован в 2021 г. за участие в диверсии на газопроводе в Крыму, а в конце июня 2024 года вместе с другими гражданами Украины вернулся в Киев после обмена пленными.
«Его возвращение было использовано украинской пропагандой для поддержания воинственного настроения в обществе. Потом, как известно, произошло вторжение ВСУ в Курскую область. Назначение Джеляла послом в Анкаре говорит о том, что Украина делает ставку на Турцию, которая недавно с помощью вооружённой оппозиции свергла президента Сирии Башара Асада», — пишет Македонцев, замечая, что украинская пропаганда старается выдавать поражения тех или иных стран за поражение России.
«Подобное можно было наблюдать и в случае с Сирией. До этого украинские пропагандисты пытались свалить на Россию поражение Армении в карабахском конфликте. При этом в обоих случаях «свидомые» не акцентировали внимания на внутреннем состоянии и процессах в Армении и Сирии, примитивно сваливая всё на Россию. Они не боятся поверить в свои больные фантазии и совершить ошибки. Радуясь приходу к власти в Дамаске турецких ставленников, которые, скорее всего, признают Украину в границах на 1 января 2014 г., украинские пропагандисты забывают о том, что теперь Россия не обязана экономически содержать Сирию. А самое главное о том, что устроенное Турцией свержение Асада автоматически ликвидировало одно из серьёзнейших противоречий между Анкарой и Москвой», — пишет Македонцев.
Аналитик считает, что назначение крымскотатарского экстремиста Джеляла на должность посла преследует далеко не мирные цели, и, если Зеленский назначил послом в Турцию (sic!) крымскотатарского экстремиста, который не собирается признавать Крым российской территорией, то о переговорах с Киевом говорить бессмысленно.
В этой связи Македонцев напоминает также высказывание депутата Верховной рады от «Европейской солидарности» Мустафы Джемилева, который, относительно роли Турции в переговорах сказал следующее: «У Турции своя политика, свои интересы. Сказать им, что вот вы не присоединяетесь к санкциям против России… а у них там такие большие экономические связи. Там природный газ, там строятся атомные объекты на российские средства. Словом, очень сложно. Но мы благодарны Турции, что на каждой платформе Эрдоган выступает и говорит о том, что оккупированные территории должны возвращаться на Украину. В первые дни после начала полномасштабного вторжения мы с нынешним министром обороны Умеровым по поручению президента уехали в Турцию со списком необходимого для нас вооружения. Там было где-то 25−30 пунктов. В первую очередь „Байрактары“, и мы их получили. Хотя они [Турция] всегда просят не афишировать. Они всегда хотят нам помочь, но в то же время, чтобы это не навредило их стране».
Касаясь заявленной Анкарой готовности посредничать между Россией и Украиной, Македонцев приводит цитату из недавнего интервью Euronews главы управления по коммуникациям президента Турции Фахреттин Алтуна: «Стамбул был представлен в качестве мирной платформы в этом процессе и получил большое признание на международной арене. Конечно, возможно, что страны снова соберутся в Стамбуле. В этом контексте Турция, как стабилизирующая держава, готова оказать всевозможную поддержку как в гуманитарных вопросах, так и в инициировании мирных переговоров. Мы считаем, что все стороны должны занять конструктивную и ответственную позицию, чтобы предотвратить дальнейшее углубление кризиса между Россией и Украиной. Как Турция, мы будем прилагать и прилагаем все усилия для обеспечения не только регионального мира, но и глобальной стабильности».
Сопоставляя приведённые высказывания и факт назначения Наримана Джеляла послом Украины в Турции, Македонцев делает вывод: «Стабилизирующая держава», поставляющая как на государственном, так и на частном уровне вооружения одной из сторон конфликта, — это, конечно, сильно. Заявление Алтуна прозвучало как раз через 3 дня после того, как Зеленский назначил Джеляла послом в Анкаре. Скорее всего, Турция не будет возражать против кандидатуры, выдвинутой Зеленским, ведь для Анкары меджлисовцы — это не экстремисты и террористы. А это значит, что продолжение боевых действий становится неизбежным.
"Новое время"