Во власти Пашиняна много кто рукоблудием занимается. Как минимум в виде простого процесса, который в наше время изящно и по-иностранному именуют коррупцией. Хотя малообразованные предки называли это просто воровством. Правящий режим имеет имидж чистейшей клептократии. В переводе с греческого означает "власть воров". Что справедливо обижает ее носителей. Но не до такой степени, чтобы прервать этот увлекательный процесс в масштабах страны. Или в каких-нибудь других более или менее значимых размерах.
Эти личности действуют по принципу, который сформулировал Черный Абдулла из "Белого солнца пустыни": "А потом Бог сказал: "Если ты мужчина, Абдулла, садись на коня и возьми сам, что тебе надо". Поэтому они не могут допустить, чтобы какие-то денежные средства двигались мимо их оттопыренных карманов.
И РАНЬШЕ СТРАНОЙ ПРАВИЛИ ОТНЮДЬ НЕ АНГЕЛЫ, НО ПОСЛЕДНИХ ХОТЯ БЫ СМУЩАЛИ ЗАКОНЫ, государственные институты, правила приличия, репутация, мнение окружающих. Эту власть не удерживает никто, вот и расцвела вешним цветом. Краснеть - это не их путь, они ребята с крепкой психикой и без комплексов.
Эпоха тайной и стыдливой коррупции сменилась у нас явной по принципу "Я дам Вашему Превосходительству три миллиона, и никто об этом не узнает. - Дайте мне пять миллионов и говорите об этом кому хотите". Так что озабоченность Пашиняна "скрытым характером" коррупции я вообще отказываюсь понимать. Какой "скрытый характер"? Мы что, в Норвегии, что ли, чтобы скрывать? Где вы ищите, чего вам не видно? Скрытый характер коррупции характерен сегодня для нянечек в детских садах, а все, кто выше, берут в открытую.
Теперь, сограждане, позвольте вздох облегчения. С первого дня захвата власти Пашинян самозабвенно борется с коррупцией. Причем с огромной пользой - как минимум для себя и своего окружения. Ибо те, кто с коррупцией борется, изначально находятся в преимущественном положении перед остальными, так как борьба эта дает такую маржу - Уолл-стрит удавится от зависти! Тут даже рэкетом заниматься не надо. "Каждый сам ему приносит и спасибо говорит...".
Наблюдая за антикоррупционной борьбой властей, вспоминаешь невольно гоняющегося за собственным хвостом щенка. Так же жизнерадостно и энергично эта власть борется с коррупцией, ворчит и кидается. Но когда вдруг нерасчетливо кусает, то чувствует: это ее родной хвостик, милая сердцу лохматая ветвь главной власти - криминальной.
Но на днях коррупции очень крепко досталось. Под председательством премьера был обсужден процесс реализации предусмотренных Антикоррупционной стратегией мероприятий. Сначала мощный удар прямо в грудь коррупция получила от самого Пашиняна, а потом - второй богатырский удар уже со стороны министра юстиции Србуи Галян, которая рассказала сказки об укреплении систем предотвращения коррупции и обеспечения добропорядочности судей, прокуроров и следователей, совершенствовании механизмов антикоррупционного образования и информирования общественности, совершенствовании системы антикоррупционного мониторинга и оценки...
Одним словом, обложили коррупцию со всех сторон. Набросились на нее так удачно, что за время правления Пашиняна она выросла в разы. Вот так и живут. Пашинян борется с коррупцией, а она растет. Еще поборется, а она опять наверх. Никол ее каленым железом на заседании правительства, а она еще выше. Премьер ее за горло на встрече с руководителями правоохранительных органов, а она, падла, зашкаливает. Причем прямо там, в правоохранительных органах. Когда долго и страстно борешься с коррупцией, постепенно в нее врастаешь. Диффузия, знаете ли.
НУ А КОГДА ВО ВРЕМЯ ОБСУЖДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ СЛОВО ВЗЯЛ ПАШИНЯН, тут, конечно, среди коррупционеров начался шухер, и все бросились под лавки... Нет? Не бросились? В общем, надо признать, как-то не очень. Даже, можно сказать, никто и ухом не повел на премьерские угрозы. Пускай бузит, проспится - даже не вспомнит.
А Пашинян в своем выступлении подчеркнул важность отчетности в рамках трех основных направлений Антикоррупционной стратегии: предотвращение коррупции, выявление коррупционных преступлений, антикоррупционное образование и информирование общественности. Пожаловался на то, что коррупция укоренилась в стране при "бывших", поговорил о необходимости изменения философии, психологии, а также отношения должностных лиц к своим обязанностям.
Ну да, коррупцией власть Пашиняна инфицировали "бывшие". Из офисов второго и третьего президентов, должно быть, приползли гады с пробирками, распылили в здании правительства и вентиляторами направили это дело во все стороны. Но ведь Пашинян потребовал составить доклад по вышеназванным трем направлениям, который будет обсужден в Совете по антикоррупционной политике. О-о-о, ну теперь коррупции точно хана. Сейчас как возьмутся за коррупцию! Как выскочат, как выпрыгнут, пойдут клочки по закоулочкам.
Что же касается "необходимости изменения философии и психологии должностных лиц", то критики премьера могут указать, что, с одной стороны, распространен образ должностного лица во власти Пашиняна как человека простого и некнижного, отчего выражение "философия должностного лица" многие воспримут как несообразное. С другой стороны, чрезмерное увлечение философией - а ведь не все философские системы одинаково доброкачественны - может даже усугубить недостатки, присущие отдельным должностным лицам. Хорошо, если должностное лицо сделается кантианцем - а если ницшеанцем?
Тем не менее, идея Пашиняна не столь странна, как это кажется на первый взгляд. Многим практическим руководителям, в том числе и некоторым премьерам, бывает присуща склонность к высокому слогу. Вполне можно представить себе, скажем, руководителя какой-нибудь сельской общины, который заговорит о необходимости изменения философии местного тракториста. При этом руководитель общины будет иметь в виду не глубокое проникновение механизатора в проблемы инобытия духа и мира, как воли и представления, - смысл будет сводиться к единственно тому, чтобы он воздерживался от неумеренного пьянства, препятствующего правильному земледелию и скотоводству.
Как бы там ни было, Пашинян с коррупцией будет бороться, даже не сомневайтесь. Видели, как кулачком стучал? Глаза - ух! Зрелище сие приводит к такому эффекту, когда нарастает гордость на сердце, как сало на свинье.
Жаль только, что, сняв Сасуна Хачатряна, нового главу Антикоррупционного комитета пока не назначил. Наверное, честного хочет найти. Задача, скажу вам, не сложная. Говорят, в парламентской фракции "Гражданский договор" двое честных уже есть, третьего ищут, ну и в аппарате правительства тоже честных навалом... Нет, не этот... Нет. Сейчас... не этот... Вот! Вот этот честный. Точно! А кто это? А-а, случайно мимо проходил... Ну, неважно, назначит Пашинян главой Антикоррупционного комитета кого-нибудь, кого не жалко.
И тогда пути борьбы с коррупцией окончательно прояснятся, умственные силы представителей власти освободятся для дальнейшего служения обществу, и можно будет срочно создать там специальный совет по доказательству таблицы умножения и на двадцати семи страницах исследовать, каким образом дважды два получается четыре.
А когда прояснится и с математикой, уполномочить Пашиняна вывести еще разок закон Ньютона. Посадить его под яблоней, на яблоню усадить председателя Следственного комитета Артура Погосяна и главу ВСС Артура Атабекяна, и чтобы они падали на голову Пашиняна, а министр юстиции Србуи Галян, глава МВД Арпине Саркисян и генпрокурор Анна Вардапетян записывали результаты. В общем, у них впереди много славных дел.
Гагик Мкртчян, "Голос Армении"