Во вторник 21 января, как и было заявлено ранее, процесс над пленёнными армянами по части военно-политического руководства НКР и других незаконно арестованных арцахцев в Бакинском военном суде был продолжен. И вновь азербайджанские массовые издания, сообщая об этом без подробностей, как будто упивались повторением ранних публикаций, смакуя со всех сторон «широкий спектр военных преступлений» с политическими намерениями надуманными, вымышленными обвинениями, в которых уже безо всякой политики и вовсе не надуманно, а сугубо в нормах международного уголовного права, можно было бы посадить сразу на электрический стул самого Ильхама Алиева. Посадить, как пишут сами же азербайджанские СМИ «по уголовному делу, связанному с преступлениями против мира и человечности».
Станет ли «немезис» реальностью?
Вопрос о том, кому это придется сделать, пока остается открытым. Однако уже сейчас следует думать о том дне, когда «немезис» этого вопроса станет реальностью. Причем, думать самим. Тут уж «Запад нам помочь» будет не в силах. Даже при страстном его желании. Тут вся ответственность ложится только и только на армянское общество.
К сожалению, по мнению некоторых армянских политических экспертов, выступающих с критическим анализом текущей ситуации в армянском обществе, реакция на «судебные процессы» в Баку демонстрирует системные проблемы в стратегическом мышлении армянского общества. «Несмотря на то, что месяцами ранее было очевидно, что будут эти сцены, эти фотографии, эти обвинения, армянское общество оказалось к ним неподготовленным», — отмечают они, особо подчеркнув, что «Баку намеренно стремится ввергнуть армянское общество в состояние шока, углубляя внутренний хаос, и создавая благоприятную среду для своих дальнейших действий».
Но дело еще и в том, что при таком раскладе армянского общества, как считают опять же аналитики этой злободневной темы, «молчание властей Армении на фоне бакинского судилища может предоставить Баку легитимное право инициировать военные действия против РА». Эта мысль вольно или невольно витает в воздухе армянского политического пространства. И это понятно, поскольку Азербайджан в лице Алиева и его подельников этим судилищем отождествляет легально и легитимно состоявшуюся Республику Арцах с террористическим образованием. Армению же в свете последних заявлений Алиев хотят выставить, как «фашистское государство», которое «оккупировало» территорию Азербайджана, совершало военные преступления, геноцид и т.д. Словам, Бакинский процесс – это судилище над всеми армянами и Арменией. Над ее прошлым, настоящим и будущим.
Нефть и британские репортажи
Настоящее и будущее Армении ассоциировалось мировой общественностью и с именем известного миллиардера и филантропа Рубена Варданяна. Ассоциировалось, как в естественном смысле этнического характера, так и в немалой степени его общественной значимости. Опять же нет особой надобности здесь и сейчас перечислять во всех подробностях благотворительные (социальные) проекты этой незаурядной личности, одна из которых, но не единственнвя, связана напрямую с Арменией – международная школа в Дилижане с уникальной образовательной методикой и идеей «объединения людей разных наций и культур во имя мира и устойчивого будущего». «Проектам Рубена свойствен масштаб — они не ограничиваются сегодняшним днем и направлены в будущее» — так о нем было написано в ежемесячном мужском журнале GQ — издании с мировой популярностью. Последний его искренний жест помощи соотечественникам был связан с Арцахом, куда он поехал, сменив российское гражданство на армянское с тем, чтобы оказать практическую помощь в становлении молодого государства, добивающегося своего международного признания. В Баку, да и, к сожалению, в Ереване тоже, этот благородный жест был воспринят со скепсисом. В лучшем случае. В худшем – с угрозой. Ильхам Алиев, например, расценил это, как «попытку Москвы вмешаться в ситуацию». И уже после исхода армян из Арцаха, Рубен Варданян по дороге в Ереван на Лачинском КПП был арестован азербайджанскими спецслужбами.
Надо честно признать, что не вся мировая пресса (кроме, разумеется армянской оппозиционной) с первого же дня ареста Варданяна следила за перипетиями этого дикого, первобытного акта политической мести, замешанной у тому же на чисто животном, патологическом неприятии человека с мировым имиджем со стороны Алиева, личностное достоинство которого мало что значит без бакинской нефти, и все помыслы которого столь же черны, как черна сама нефть.
Было бы, наверное, ошибочно полагать, что именно нефть и стала для Британской медиа-корпорации ВВС тем стимулирующим фактором, который заставил ее редакционный совет обратиться к персоне Варданяна более пристально, чем это же делали другие издания. Уже сама по себе эта самая персона должна была привлечь к себе внимание. Хотя бы потому, что даже только так называемое чисто новостное, лишенное комментариев изложение событий, связанных с такой личностью, как Рубен Варданян, сразу же сказалось бы на росте тиража. А тираж — это прежде всего бизнес. Сегодня и у нас пресса имеет сугубо коммерческий характер.
Оговоримся сразу, что серия материалов ВВС на тему ареста Рубена Варданяна, публикуемых Русской службой этой корпорации на своих страницах, была не всегда чисто новостной. Там были, хотя и незаметные для неопытного глаза, однако же вовсе не беспристрастно изложенные записи, которые вполне могли бы сойти и за комментарии, с некой неизбежностью воздействующие на читательскую предвзятость.
Сфальсифицированные протоколы
Редакция «Нового времени» еще вернется к этой теме – беспристрастно пристрастных репортажей ВВС. Равно, как и к некоторым доступным нам подробностям досудебного заключения Рубена Варданяна под стражу, а также об общественном протесте, вызванным по образному выражению известного российского писателя Бориса Акунина (Григория Чхартишвили) тем, что «суд над Рубеном Варданяном будет совершенно кафкианский».
А пока, учитывая, что по одному из ходатайств Рубена Варданяна, по которому ему было разрешено более подробно ознакомиться с содержанием обвинения, вследствие чего «судебный» процесс по его производству, выделенному из общего дела, был перенесен на 27 января, скажем лишь о том, что за день до начала процесса в средствах массовой информации было опубликовано ОБРАЩЕНИЕ Рубена Варданяна, которое ему удалось передать на волю.
В частности, Варданян отметил, что обращается ко всему мировому сообществу, к людям, которым не безразлично, что происходит в нашем регионе, и которые действительно хотят долгосрочного и реального мира. Он констатировал, что уже более 470 суток, с 27 сентября 2023 года, находится в СИЗО Службы государственной безопасности Азербайджана, из них 340 дней – в одиночной камере и 23 дня – в карцере.
«Мне предъявлено 42 обвинения, некоторые из них предусматривают наказание вплоть до пожизненного лишения свободы», – сообщил Рубен Варданян. Он также официально заявил, что НЕ ДАВАЛ НИКАКИХ ПОКАЗАНИЙ с первого дня своего ареста, за исключением первого допроса, когда он назвал лишь свое имя и фамилию. «Все протоколы с моей подписью – это фальсификация, — сказал он. — Этих документов в реальности не существует. Моего адвоката и переводчика принудили поставить подписи под этими документами».
Рубен Варданян вновь заявил о своей полной невиновности и невиновности соотечественников, требуя немедленного прекращения политизированного дела. О том, как слово Рубена Варданяна отзовется на судебных заседаниях, будет ясно по ходу самого процесса. Напомним снова: антиармянского процесса.
Отдел политики и права «НВ» (по материалам информагентств)
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ОБРАЩЕНИЯ
«
16 января, 2025 г.
«Хочу обратиться ко всему мировому сообществу, к людям, которым не безразлично, что происходит в нашем регионе, и которые хотят долгосрочного и реального мира.
Я, Рубен Варданян, с 27 сентября 2023 года уже более 470 суток нахожусь в СИЗО Службы государственной безопасности Азербайджанской Республики, из них 340 дней — в одиночной камере и 23 дня — в карцере. Я хочу сделать официальное заявление перед началом судебного процесса. Если вы читаете эти слова, значит, я исчерпал все другие способы донести до вас правду о том, что здесь происходит.
17 января в 15:00 назначено судебное заседание по моему делу. Мне сказали, что мне предъявлены 42 обвинения, некоторые из которых предусматривают наказание вплоть до пожизненного лишения свободы. Но до сих пор мне не дали возможности ознакомиться с официальным обвинительным заключением. Мне и моему адвокату позволили лишь пролистать 422 тома уголовного дела на азербайджанском языке, которым я не владею, отведя для этого довольно короткий срок с 9 декабря 2024 года по 8 января 2025 года. Перечень статей, по которым мне предъявлены обвинения, на русском языке я получил только 8 января 2025 года.
При этом на меня, моего адвоката и переводчика оказывали давление, чтобы заставить нас подписать документы задним числом, включая сфальсифицированные протоколы несостоявшихся допросов.
Официально заявляю: я не давал никаких показаний с первого дня моего ареста, за исключением первого допроса, когда я назвал лишь своё имя и фамилию. Ещё раз подчеркну: все протоколы с моей подписью — это фальсификация. Этих документов в реальности не существует. Моего адвоката и переводчика принудили поставить подписи под этими документами.
Я вновь заявляю о моей полной невиновности и невиновности моих соотечественников и требую немедленно прекратить против нас это политизированное дело.
Если же обвинители непременно хотят провести против нас процесс, то я требую и прошу вас поддержать мои требования:
- Дать мне и моему адвокату возможность полноценно подготовиться к защите. В частности, предоставить нам время и возможность внимательно ознакомиться с материалами дела на русском языке.
- Устранить все допущенные нарушения и фальсификации. В частности, уничтожить сфальсифицированные протоколы несостоявшихся допросов, так как я не давал никаких показаний с первого дня моего ареста.
- Сделать публичным процесс надо мной и всеми остальными обвиняемыми. Я настаиваю на максимально открытом процессе с участием международных журналистов и представителей гуманитарных организаций. Убеждён, что только настоящий суд, а не судилище, поможет сделать шаг вперёд на сложном пути построения новых взаимоотношений между нашими народами.
- Объединить мое дело с делами других обвиняемых. Более 400 томов моего дела из 422 — это эпизоды общего дела. Выделение моего дела в отдельное производство – это искусственное и необоснованное решение.
Я не испытываю ни злобы, ни ненависти. Напротив, я искренне сострадаю всем тем, кто нарушает законы, моральные принципы и заповеди Корана.
Я убеждён, что реальный мир станет возможным лишь тогда, когда лидеры стран, вовлечённых в конфликт, с одобрения большинства в их обществах смогут вместе возложить цветы на могилы всех павших в этой войне.
Я обещаю сделать всё возможное, чтобы это произошло при моей жизни. Как сказал великий Махатма Ганди, единственный способ спасти мир от самоуничтожения — это жить по принципам ненасилия, правды и любви. Через сострадание ко всем людям независимо от их цвета кожи, национальности или вероисповедания мы сможем прийти к подлинному миру.
Спасибо всем за поддержку! Я всех люблю и благодарю многих за доброе ко мне отношение. Знайте, я держусь и верю, что правда победит».