Подводя итоги 2025 года, можно с уверенностью сказать, что во всех смыслах государственного строительства он был гораздо хуже предыдущего. Поэтому, если тенденция последовательного упадка будет продолжена и в 2026 году, тогда есть все основания полагать, что Армения стоит перед выбором: быть ей или не быть.
Трампова грамота для Алиева
А основания и в самом деле далеко не шуточные. Экс-министр иностранных дел Вардан Осканян, к примеру, считает, что «2025 год стал ужасным для Армении, как и все годы после 2020 года», однако с одним еще более удручающим отличием: «все трещины и разногласия — политические, территориальные, дипломатические, религиозные, судебные, экономические и моральные — углубились». В том, в чем армянской общественности ранее виделось в простой неудаче от некомпетентности власти, теперь видится в форме чуть ли не заговора.
Одним из последних проявлений этого самого заговора стало подписанное Пашиняном в Вашингтоне так называемое соглашение о мире (с Азербайджаном), которое в реальности представляет собой, образно выражаясь, «филькину грамоту». Точнее – «трампову». Азербайджан долго добивался от Армении безвозмездных уступок, и теперь, благодаря этой бумажке в красивом обрамлении, может почивать на лаврах. Ведь, с позволения сказать, документ этот подтвердил ту самую «дань», которую Армения выплатила Азербайджану, открыв для него коридор через один из наиболее стратегически важных своих регионов.
Более того, вашингтонский циркуляр, по мнению В.Осканяна, не только знаменует собой официальное признание потери Арцаха, но и ставит под сомнение перспективы возвращения суверенных армянских территорий, оккупированных Азербайджаном. Уж не говоря о том, что создает правовую основу для новых уступок и потерь. Как то: переписанная в угоду Алиеву с Эрдоганом армянская Конституция; дополнительная уступка территорий стратегического характера под видом обмена анклавов; так называемое возвращение (на поверку: демографическая экспансия) азербайджанцев в Сюник. О том, что официальный Ереван не желает палец о палец ударить, чтобы вызволить из бакинского плена политических лидеров Арцаха и других заключенных, что на деле означает недвусмысленный, вместе с тем и возмутительный отказ от них, говорить уже не приходится: цинизм высокопоставленнных представителей правящей ныне армянской «знати» зашкаливает за пределы нравственности.
Диагноз: безнравственность
Сегодня армянское общество переживает небывалую степень раскола. Правящая партия «ГД» во главе с Пашиняном и с известной массой приспешников «а-ля ахурянци ано» в полной мере изолирована от подавляющей части народа – как материально, так и идеологически. Циничное высказывание министра юстиции Србуи Галян о своем праве (читай: своей возможности) на недвижимость в 200 тысяч долларов – яркое тому подтверждение. Что же касается идеологической стороны раскола, то об этом свидетельствуют последние события, связанные с нападками на Армянскую Апостольскую Церковь — на протяжении без малого двух тысячелетий основу духовной и культурной идентичности армянского народа.
Диагноз, данный экс-министром Осканяном, довольно точно характеризует политическую безнравственность нынешнего армянского правительства. Посредством преследований, судебных процессов и ложной пропаганды оно пытается заглушить духовный голос Церкви, воспринимая её, как угрозу… власти одного человека – истеричного вождя «бархатных» революционеров. Вкупе с созданием прецедентов ареста по политическим мотивам и запугиванием населения в целом, подобная антицерковная кампания не может не создать глубокую трещину в армянском обществе, лишая его верного источника единства и сплоченности.
Что ж, следует согласиться также и с тем, что иллюзия демократии уже рассеялась. Страна за годы правления «ГД» практически превратилась в диктаторское, полицейское государство. Парламент – это не что иное, как гербовая печать исполнительной власти. Судебная система – продажное приложение к ней. Полностью утратившая свою независимость, она стала услужливым орудием правительства для политических преследований.
15 миллионов Серебренников
Может ли Армения при таком раскладе общественных отношений претендовать на звание демократической страны? Здравомыслящая и – главное – глубоко порядочная часть армянского общества, разумеется, ответит отрицательно. Все факты, одно только перечисление которых может вызвать оторопь, как говорят, налицо. Они возмущают мыслящий разум.
Однако, есть в контексте оценочных суждений об Армении, и разум извращенный. Он всецело воспринимает происходящее в стране, как позитив нынешней власти с его популистским лозунгом о будущем – так называемом «ապագա». Это разум лицемерной Европы с ее фарисейскими мантрами о демократии и гражданском обществе. К тому же и выборочными. Ведь на протяжении всего времени правления «ГД» Европа хранила благоговейное молчание. Не видя, а точнее, не желая видеть, как демократия в Армении с приходом Пашиняна во власть подрывается изнутри, дойдя до политических репрессий. Спрашивать почему – не имеет смысла. Всё всем уже давно известно: такая Армения Европе очень даже нужна. Именно такая — которая под видом демократических преобразований изменит свой геополитический курс, выверенный историей. Поэтому молчание Европы не просто оглушительно. Оно к тому же и материализовано… подачками. В преддверии предстоящих выборов 2026 года Евросоюз обещал выделить Армении 15 миллионов евро ради повышения «устойчивости государственных институтов и общества к гибридным угрозам». В другой интерпретации — для информационного «противодействия иностранному вмешательству». Соответствующее заявление сделала глава дипломатии Евросоюза Кая Каллас в Брюсселе.
Молдавская модель противостояния России
Политический аналитик Сурен Суренянц считает, что подобным образом Европа в очередной раз поощряет армянское правительство в укреплении антироссийского режима, теперь уже демонстрируемого командой Пашиняна более, чем открыто. Так, в начале декабря депутат от фракции «ГД» Ваагн Алексанян находился с визитом в Кишинёве, где изучал опыт Молдовы в контексте тамошних выборов 2024–2025 годов. Опыт, который всецело был разработан бюрократией Евросоюза в виде технологии противостояния России. Это так называемая «фильтрация» — когда произвольно, под предлогом гибридной войны и подозрений в каком-то неведомом российском следе, буквально накануне выборов оппозиционной партии было запрещено участвовать в голосовании. Кроме того, сработал «вынос» избирательных урн за пределы самой Молдавии. И вот теперь, власти Армении намерены задействовать на предстоящих парламентских выборах эту самую «молдавскую модель», ведь именно с этой целью Евросоюз выделяет Еревану обещанное финансирование. Получится или нет – другое дело, ведь голосование за пределами Армении может сработать в обратную для «ГД» сторону. Тут условия для оппозиции могут стать более благоприятными.
Тем не менее, в сложившейся ситуации армянская оппозиция, по мнению Сурена Суренянца, не в состоянии самостоятельно противостоять подготовке «молдавского сценария». Для этого необходимы центры оппозиционной консолидации, которые пока не сформированы. Однако, как считает аналитик, время для создания эффективных моделей противостояния «ГД» или, еще лучше, победы – есть. Полгода – вовсе не малый срок для этого. Власть не должна единолично диктовать повестку выборов. Как бы Европа своими технологиями «авторитарной демократии» ни помогала воспроизводству режиму Пашиняна в создании проблем для России. И какую бы финансовую помощь за это Пашинян ни получал.
На историю надейся, а сам не плошай
Что же касается сугубо самой Европы в лице ЕС, то экс-министр Вардан Осканян лелеет надежду, что «история оценит его содействие преступному режиму Пашиняна не как осторожность, а как соучастие». Поживем – увидим: блажен, кто верует. Впрочем, история может и оценит. Но что оттого Армении сегодняшней? Если общество растеряно и подавлено. Если поляризация на пресловутых «белых» и «черных», где «черные» это обязательно «бывшие», стало инструментом манипуляций. И если правительство, чтобы держаться на плаву власти, стравливает разные слои населения друг с другом. Публичные выкрики Пашиняна в 2018 году о любви и солидарности сменились цинизмом и насаждением всеобщего страха. Сегодня Армения, считает Осканян, ранена и ищет спасения. Если 2024 год был предупреждением, то 2025 год — это приговор. Страна достигла точки, когда сохранение статус-кво равносильно разрушению. Чтобы это не случилось, «наступающий год должен стать началом перемен и восстановления, а не очередной главой упадка».
Вопрос тут только в том: терпеливо ждать перемен, или активно действовать?
Отдел политики и права газеты «Новое Время»