Как объяснить Саакашвили, что он президент Грузии? Не Армении, не Швейцарии, не России, а всего лишь Грузии. Еще не мешало бы объяснить Михаилу Саакашвили, что Грузия – далеко не пуп земли. И даже не солнечное сплетение. А сам президент Грузии, в котором есть что-то от Гассана Абдуррахмана, все же не старик Хоттабыч и даже не Волька Костыльков, наделенный правом повелевать Хоттабычу совершать странные, никому не нужные и даже вредные чудеса.
И все же, мы не случайно вспомнили Гассан Абдурахмана ибн Хоттаба. Тот тоже, если кто помнит, имел крайне скудные, вернее, устаревшие сведения о географии, и так же, как и Саакашвили, постоянно попадал впросак. Памятников, правда, не взрывал, и к памяти народной не относился пренебрежительно, но рабовладельческие взгляды свои отстаивал крепко. А вот Саакашвили и войной идет на Южную Осетию, и памятники взрывает (неумело, как и все, за что он берется) и историю пытается перекроить, а теперь еще и мантию борца за территориальную целостность Азербайджанской ССР примеряет.
Вот и в интервью радио «Эхо Москвы» Саакашвили неожиданно взялся «разрулить» нагорно-карабахскую проблему. Неожиданная смена интересов президента Грузии стоит того, чтобы послушать его. Ибо начал он со здравия, или, если хотите, здравого смысла, которого ему так и не хватило при «разрулировании» проблемы с Абхазией и Южной Осетией: «…есть только один рецепт решения всех проблем – это прямые переговоры». На этом здравый смысл выдохся, и началось банальное пережевывание галстука. «Учет международного права… Право людей возвращаться на свое место жительства… Уважение государственного суверенитета…»
Слова, конечно, правильные, как галстук до его применения не по назначению, но М. Саакашвили, судя по его дальнейшим выражениям, придает им свой смысл, отличный от общепринятого. По этой причине я воздержусь от оспаривания идей Саакашвили, и не буду ему объяснять разницу между Азербайджанской ССР и Азербайджанской республикой, даже не стану ему рассказывать о лишенных всех основополагающих прав человека 400 тысячах армянских беженцев из Азербайджанской ССР. Как и не буду доказывать, что государственный суверенитет одного государства, в данном случае, Азербайджанской республики, не может являться более значимым явлением, чем государственный суверенитет Нагорно-Карабахской Республики.
Насколько мне известно, НКР не проводит по отношению к Азербайджану политики этнической, политической, топонимической и других экспансий. Национальное собрание НКР не переименовывает (а не мешало бы!) названий находящихся под контролем или в составе Азербайджана городов и поселков, президент НКР не назначает глав исполнительной власти Шемахи или Мингечаура. Между тем, «лучшие умы» Азербайджана денно и нощно придумывают новые способы ущемления (правильнее «укушения») суверенитета НКР. В Степанакерте давно уже плюнули на эти потуги Баку ввести в заблуждение политиков мира. И, как видим, зря, есть еще в мире, причем, совсем по соседству, кто принимает анекдоты из Баку за чистую монету. Или хочет принимать.
Летом текущего года М. Саакашвили побывал в Баку, в котором клялся, что отношения между Азербайджаном и Грузией приняли характер «неформальной конфедерации». Не знаю, что его так воодушевило в пропахшем нефтью городе, но то, что он продолжает оставаться под впечатлением той поездки, несомненно. Понимая, что неумение складно говорить не является главным достоинством политика, тем не менее, процитирую президента Грузии без редакции «…те переговоры, которые идут между Турцией с Арменией при всем том, что, конечно, нужно это все координировать с Азербайджаном».
Если отвлечься от косноязычия М. Саакашвили и перевести сказанное им на нормальный язык, то президент Грузии считает, что Армения, ведущая трудные переговоры с Турцией о налаживании отношений, должна координировать их с Азербайджаном. Как и Турция. Не больше, но и не меньше. Представляю себе ситуацию, когда А. Гюль звонит И. Алиеву: «Слушай, гардаш, нам надо помириться с армянами, а они не хотят впускать твою армию в Шуши. Как быть? Может, согласишься подождать еще пару недель, у меня еще одна встреча намечается?» И даже представляю себе обиженное сопение «гардаша».
В самом деле: я еще могу понять, почему в качестве «координатора» президент Грузии не упомянул Никарагуа. Буквально на днях мне сообщили, что у М. Саакашвили сложились не очень внятные отношения с президентом Никарагуа Даниэлем Ортегой. Так может, Гвинея Бисау? Или, чем черт не шутит, сама Грузия. Батоно Мишико, может, согласитесь координировать переговоры Еревана с Анкарой? Серьезно. Это же мелочи. Особенно с учетом ваших дружеских отношений с Гассан Абдуррахманом ибн Хоттабом. Я, конечно, понимаю, что открытие армяно-турецких границ отбросит Грузию на задворки региона, но ведь дружба не измеряется количеством трубных долларов, правда? Потому и верю вам. И предлагаю, в знак взаимного доверия, попросить премьер-министра России курировать армяно-грузинские переговоры по делимитации границы.
А, может, вы все же вспомните, что являетесь президентом Грузии. Не более того.
Сагател БАКВЕШИНЯН,
информационно-аналитический портал «Voskanapat.info»