Намедни имел удовольствие прочитать интервью президента Грузии Михеила Николозовича Саакашвили корреспонденту радиостанции «Эхо Москвы» Екатерине Котрикадзе. Должен признаться, что оное произвело незабываемое и неизгладимое впечатление, послужив неизбывным родником оригинальных и смелых политических конструкций и решений, также как и источником собственных размышлений по поводу несовершенства публичного международного права и механизмов разрешения конфликтов.
Буквально несколькими фразами г-н Саакашвили смог объяснить причины и очертить наиболее опасные подводные рифы Карабахской проблемы, усовершенствовав и обогатив, мимоходом, принципы международного права, обозначил основные акценты и необходимые формы координации региональной политики и, наконец, несколькими, не побоюсь этого слова, гениальными мазками буквально нарисовал эффективную модель примирения не только Армении и Азербайджана, но и всего региона. Ясно, что это был острый и компетентный взгляд со стороны лидера страны, который имеет полное право определять рецепты и формулы поведения постсоветских стран. А почему? А потому, что, как чуть ранее сказал г-н Саакашвили: «Мы очень отличаемся по всем параметрам от постсоветских стран». Низкий поклон г-же Котрикадзе за то, что уже обычное, а потому меланхоличное и вялое поругивание империалистической России она прервала наводящим вопросом, сместившим высокое внимание Президента на более низменные вопросы Южного Кавказа.
Подобно России я тоже призываю «великого Науру» (слова Михеила Николозовича), но уже только в свидетели того факта, что «Минская группа», «Мадридские принципы», проблема ратификации армяно-турецких протоколов после данного интервью являются не более чем благоглупостями и благошалостями. Есть, уже есть высказанная четким и лапидарным языком Великая формула урегулирования!
Приступим, однако, к волнительному процессу анализа идей Его Превосходительства. Берем стержневой тезис. «Главный ключ к этой проблеме (Карабахской) — это Россия. Хотя, конечно, есть объективные проблемы, что Армения и Азербайджан».
Логически вытекает, что Карабахская проблема носит субъективный характер и субъективность означенной проблемы проистекает из России. Здесь, конечно, есть элементы гегельянства и даже, не постесняюсь сказать, берклеанства. Но подмечено очень точно. Вообще, субъективные продукты России и инициируемые ими процессы причиняют массу беспокойств мировому сообществу. Особо глубоко в экспертизе российских субъективных артефактов и негативных последствий последних продвинулись, очевидно, грузинские специалисты, определив их чрезвычайно широкую географию и временной диапазон. Признаюсь, меня давно терзают смутные подозрения, что поджог Александрийской библиотеки — это дело рук…ну вы понимаете кого. Не исключено, что в этом действе им помогали армянские сателлиты.
Субъективная проблема Карабаха сопровождается объективными проблемами, «что Армении, (то) и Азербайджана». Абсолютно верно. Не было бы объективных Армении и Азербайджана, не было бы тогда и субъективной российской проблемы. Несомненно, чувствуется, что г-н Саакашвили и тов. Сталин родились в один день. Вспомним нетленку Иосифа Виссарионовича — «нет человека — нет проблемы». Но, поскольку Армения и Азербайджан все-таки существуют «есть только один рецепт решения всех проблем — это прямые переговоры этих стран и учет международного права, в том числе права людей возвращаться на свое место жительства и уважение государственного суверенитета».
Следуя логике г-на Саакашвили, армянам и азербайджанцам следует договориться о том, чтобы перестать выступать в качестве объективных проблем для Нагорного Карабаха в его субъективной российской ипостаси, с чем полностью согласна Армянская сторона. Кроме того, Михеил Николозович советует сторонам произвести учет международного права и недаром. Здесь г-н Президент выступает в качестве новатора-юриста, предлагая принципиально новый принцип международного права-права людей возвращаться на свое место жительства. Ну как здесь не согласиться с Его Превосходительством. Следует признать, что в принципах международного права слишком мало гуманитарного начала. Лишь два принципа — права наций и народов на самоопределение и принцип уважения прав человека и основных свобод — имеют человеческое звучание, а то все государство да государство. При этом, предлагаемый принцип «права людей возвращаться на свое место жительства» имеет в своей основе стимул для расширения и развития. Угадайте с одного раза. Правильно! Его можно дополнить принципом «права людей покидать свое место жительства». В результате, обрыдлый процесс возвращения в родные пенаты или оставления последних примет высокий международный и правовой пафос. В свою очередь, интересна проскальзываемая идея о реформировании принципов территориальной целостности и нерушимости границ на формулировку уважения государственного суверенитета, который до сих пор выступал лишь в качестве одного из определений принципа территориальной целостности.
Затем высокий собеседник переходит к проблемам региональной координации, отметив, что для того «чтобы было улучшение, для этого, я думаю, что страны должны разговаривать, народы должны общаться, поэтому в этом смысле то, что те переговоры, которые идут между Турцией с Арменией, при всем том, что, конечно, нужно это все координировать с Азербайджаном». Легкая несвязность изложения лишь подчеркивает глубину мысли и откровения собеседника. Во-первых, определяется региональный «великий Науру», с которым следует вести дело в целях успешного завершения международных переговорных процессов. И действительно. Если бы вместо Швейцарии в качестве посредника переговоров Армения избрала бы Азербайджан, то не было бы никакой головной боли по вопросу ратификации протоколов, как и самих злосчастных протоколов. Во-вторых, Михеил Николозович наконец-то признался, с кем он в обязательном порядке согласовывает и координирует свою эффективную и конструктивную внешнюю политику.
Завершает г-н Саакашвили освещение вопроса презентацией собственного видения разрешения конфликтов. «… переговоры всегда хорошо, какой-то прогресс — всегда он положительный. Все это позволяет какую-то перспективу видеть, когда есть, хоть что-то открывается, — то люди начинают торговать, общаться, приспосабливаться друг к другу. Чем эти проблемы удерживаются? Все эти проблемы удерживаются минными полями и колючей проволокой. Когда не будет колючей проволоки, тогда люди сами, может быть, даже иногда без правительств решать свои вопросы».
Все гениальное просто. Весь наш регион хочет торговать, общаться и приспосабливаться друг к другу (последнее утверждение носит несколько двусмысленный характер), но по неведомым причинам его нашпиговали минными полями и огородили колючей проволокой. Ясно, естественно, чьим субъективным порождением являются все эти снаряды и надолбы. Могу представить, с каким нетерпением азербайджанский народ, воспитанный в последние двадцать лет в духе братской любви, терпимости к Армении, глубокого уважения к нашей культуре и трепетности к статусу Нагорного Карабаха, ждет исчезновения минных полей на линии противостояния, чтобы самим, даже без правительств, решать свои вопросы с армянами Арцаха. Понятно, что тут же начнут торговать и общаться. Однако, надо обязательно определить алгоритм действий в региональных зонах противостояния. С чего начинать? С торговли, общения, или приспосабливания друг к другу? В этом вопросе нам также сможет помочь Президент Грузии, имеющий богатый опыт миротворчества в Южной Осетии и Абхазии. Вот не проследило грузинское руководство в августе 2008 года за алгоритмом миротворчества и все пошло наперекосяк. Одетые почему-то в хаки грузинские купцы, страстно желающие торговли и общения с осетинами, пересекли тогда колючую проволоку и, по всей вероятности, от волнения начали не с торговых операций и даже не с задушевных разговоров, а с приспосабливания к осетинским гражданам. Этот адаптационный процесс так и не дали завершить проклятые русские субъективисты, а ведь какая торговля ожидалась потом.
В любом случае, я думаю, что каждый армянский гражданин должен быть благодарен Михеилу Николозовичу за ценные советы в вопросе урегулирования Карабахской, так и иных региональных проблем. Хотел бы завершить свой скромный анализ мыслей г-на Президента его же словами: «Всегда когда такая ситуация, всегда надо быть начеку, чтобы не было осложнений и ухудшений».
Андраник Степанян, Новости Армении - NEWS.am