В годы национально-освободительного движения мы, армяне, веря в справедливость нашей борьбы во имя свободы и независимости, сплотились в едином порыве. Затем началась Карабахская война, и мы вновь, плечом к плечу, с оружием в руках готовы были бороться с врагом. Мы были тогда сильны духом, поскольку наша жизнь, быт и искусство были пропитаны патриотическими идеями, повсюду - в домах, на площадях и улицах - звучали волнующие душу национальные и революционные песни, которые в советские годы были запрещены, поскольку считались проявлением крайнего национализма. Однако в конце 80-х годов прошлого века, когда Советский Союз уже находился в состоянии агонии, появились самодеятельные группы, репертуар которых состоял в основном из национальных и революционных песен и роль и значение которых были скорее всего символичными. Именно в этот период Саак Саакян из рода Двала, унаследовавший от деда Саака и отца Мкртича певческий талант, открыл в себе интерес к национально?патриотической музыке, и это увлечение в дальнейшем превратилось в основную профессию. Вначале он пел в ансамбле этнографической песни «Акунк», затем в «Маратуке», где в основном исполнялись национально-революционные песни. Затем его пригласили в Государственный ансамбль народных инструментов в качестве солиста. Его красивый волнующий голос вдохновлял не только народ, но и армянских бойцов, заражая их героическим духом фидаинов, готовых отдать жизнь за свою страну. Это было будто вчера, когда страна переживала сложный период, и мы делали все от нас зависящее, чтобы обрести свободу и независимость. Сегодня эта решительность и сила воли, готовность в любой момент встать на защиту родной страны притупились, мы впали в некое духовное забытье. А людей, которые продолжают верить в высокие идеалы и готовы за них бороться, сегодня поглотило отчаяние и разочарование. И они вынуждены сдерживать крик души, чтобы вновь не выйти на площадь - на этот раз с требованием вернуть утраченные надежды.
- Г-н Саакян, вы были одним из тех, кто верил в мечту и боролся за ее исполнение. Сегодня мы будто бы освободились от оков рабства, обрели независимость и государственность. Но и сегодня каждый из нас переживает некий внутренний конфликт, который, к сожалению, является войной одного человека, хотя причины и следствия этой войны беспокоят почти каждого из нас. Где же та сплоченность, которая была в 1988 году?
- В советские годы, когда пропаганда национальных идей была запрещена, борьба доставляла истинное удовольствие, поскольку перед нами стояла конкретная цель - освободиться от чужого ига. И эта цель была общей для всех. В те годы нас всех вдохновляла вера в победу, осознание того, что мы должны непременно победить. Жаль, что сегодня мы вынуждены вести борьбу против собственных властей за сохранение национальных ценностей, человеческого достоинства и своих собственных гражданских прав. Те, кто боролся за независимость в 1988 году, должны вновь объединиться против тех, кто сегодня жадно наслаждается плодами их победы. Возможно, мы молчим, поскольку не хотим выступить против своих, и возможно, причина всеобщего безразличия кроется в утраченных надеждах и потерянной вере. Другая причина заключается в том, что боевой дух народа сознательно усыпили, с помощью средств массовой информации атрофировали его разум и сознание. Люди сегодня уже не те, что 20-22 года назад, в годы расцвета национального самосознания. Не знаю, под чьим жестоким руководством и по чьей инициативе сегодня нас пытаются оторвать от наших корней. Однако люди, которым мы вверили судьбу нашей страны и дело сохранения национального облика и самосознания, закрывают на это глаза, в то время как агрессия, в особенности в культурной сфере, достигла огромных размеров, разрушая все вокруг. Мы же с легкостью ей поддаемся, поскольку инстинкт самозащиты в нас дремлет. Боюсь, что когда он проснется, будет уже слишком поздно.
- Ваш последний концерт назывался «Не спите, парни». Кому был адресован этот призыв?
- Так называется одна из прозвучавших во время этого концерта песен, написанная в 1988 году. Песня полюбилась слушателю. Мой последний концерт был посвящен 20-летию Арцахской войны, и песня была включена в концертную программу: так родилась идея именно так и назвать концерт. Эта песня адресована парням, участвовавшим в этой войне и выжившим в ней. Однако этот призыв актуален и сегодня, хотя не мешало бы его немного видоизменить, превратив в «Проснитесь, парни», имея в виду то духовное забытье, в котором мы сегодня пребываем.
- После сольного концерта 1996 года вы неожиданно исчезли из музыкальной сферы. Как стало известно впоследствии, вы в поисках работы уехали из Армении. И вот сегодня вы вновь у себя на родине и продолжаете музыкальную деятельность, несмотря на то, что в свое время вам удалось достичь значительного успеха в области органической химии и физики. Что заставило вас предпочесть науке искусство?
- Наука - это такая вещь, что если ею долго не заниматься, потом очень сложно восполнить пробелы. Я считаю, что мое предназначение заключается в музыке, здесь я гораздо более полезен. Возможно, судьбой было предопределено именно это.
- В ближайшем будущем вы готовитесь выпустить новый альбом. На ваш взгляд, востребована ли ваша музыка сегодня?
- Прежде всего хочу отметить, что в моем новом альбоме национальные, патриотические песни будут представлены на совершенно новом профессиональном уровне и в сопровождении симфонического оркестра. Это была моя давнишняя мечта. Кстати, меня многие спрашивают, нужны ли в наше мирное время мои национально-патриотические песни. Неужели непременно должна быть война, чтобы петь такие песни? Тогда почему мы имеем армию, учимся пользоваться оружием? Так же, как и армия, национальные и революционные песни предназначены для всех времен, ведь мир - это лишь временное прекращение войны. Эти песни не только военные, они также воспитывают чувство патриотизма. В них много поучительного. В советские годы именно на этих песнях я изучил те страницы армянской истории, которых нет в учебниках. С болью в сердце я должен признаться, что наш народ сегодня не готов слушать такие песни, его приучили к другой музыке. Как же еще пробудить в нем любовь к патриотическим песням, если не их исполнением?
- В одном из своих интервью вы сказали, что любое дело требует того, чтобы им занимались профессионалы, иначе хозяевами ситуации становятся бездари и дилетанты. Будучи профессионалом, удается ли вам диктовать вкус в современном песенном искусстве?
- Этим бездарностям уже удалось стать хозяевами ситуации и вытеснить из сферы настоящих профессионалов. Когда я записываю песню, обращаюсь к моим старым коллегам, настоящим профессионалам, чьи имена сегодня не упоминаются, которые не получают заказов ни от государства, ни от отдельных лиц, поскольку они сегодня «не в моде». Однако именно эти люди являются носителями и хранителями национальных ценностей. Сегодня никто не берет у них интервью, не помнит их. Эфир заражен звездной болезнью, он отдан на откуп юнцам, которые и двух слов не могут связать, но стали в нем хозяевами. Попробуй в подобной атмосфере сказать свое слово...
- Не считаете ли вы, что необходимо основательно заняться образованием подрастающего поколения?
- Для этого прежде всего необходимо создать школу, а у нас, «простых смертных», подобной возможности нет. А состоятельным людям, которые заняты тем, что строят замки и дворцы, школы не нужны, это для них неинтересно и неприбыльно. Государство же либо не имеет средств для воплощения в жизнь национальных программ, либо предпочитает закрывать на все глаза. Некоторые государственные чиновники время от времени говорят, что обеспокоены низким уровнем военно-патриотического образования молодежи и что они предпринимают необходимые меры в этом направлении, но это всего лишь слова. Если даже что-то и делается, то за этим непременно стоят какие-то иные цели, например, победа на выборах. О каком военно-патриотическом образовании может идти речь, если сегодня наши солдаты в армии поют «Назан яр» или «Шогот, шагот»? Или у нас нет настоящих патриотических песен, пробуждающих чувство долга перед своей страной и народом?
Тагуи АСЛАНЯН, "Собеседник Армении"