Зал бурлил, содрогался от аплодисментов, криков «браво», на сцену летели и летели букеты цветов. Актриса Асмик Тер-Карапетян с благодарностью принимала цветы, собирала и почтительно складывала их к кресту-пьедесталу в углу сцены. Она только что завершила свой моноспектакль, посвященный 155-летию со дня рождения великой Сирануйш, и была необыкновенно взволнована и тронута реакцией зала. Подобрав очередной букет, актриса вдруг с горечью обратилась к залу: «Я очень благодарна всем за эти прекрасные букеты. Но они не для меня. Эти цветы преподнесены Сирануйш. Только вот скажите мне, к какому могильному холмику, к какой надгробной плите их положить, куда мне отнести эти цветы?..»
И в зале воцарилась тяжелая тишина. И действительно, нет в Ереване ни музея, ни дома, ни какого-либо другого места, где были бы собраны вещи и документы, касающиеся великой армянской актрисы...
Вечер памяти был организован клубом «Еркат» в Камерном театре. В тот день во всем театре словно витал дух несравненной актрисы Сирануйш. По завершении вечера мы поговорили с некоторыми его участниками.
Рубен Бабаян, директор Кукольного театра:
- О жизни и творчестве Сирануйш создана обширная литература, немало написали о потрясающем воздействии ее игры критики, сами театралы, знавшие ее актеры. Моноспектакль Асмик Тер-Карапетян — хороший повод для того, чтобы мы все вернулись к обсуждению очень актуального вопроса. Неопределенный статус старого армянского кладбища в Каире вызывает серьезную озабоченность. А ведь там покоится прах не только Сирануйш, но и других наших великих соотечественников — Ерванда Отяна, Нубара-паши... Думаю, пора уже разработать специальную программу и перенести в Армению их прах. Пользуясь случаем, хочу поздравить Асмик Тер-Карапетян и пожелать ей новых успехов.
Варсик Григорян, театровед, заслуженный деятель искусств:
- Каждый раз, когда заходит разговор о личности и деятельности Сирануйш, возникает вопрос о переносе ее праха в Армению. Я помню, что 55 лет назад, когда отмечали 100-летие со дня ее рождения и волнами расходились теплые воспоминания о ней из уст Левона Калантара, Ваграма Папазяна, Ольги Гулазян, Цолака Америкяна, люди лелеяли надежду, что прах оставшейся на чужбине гениальной армянки наконец-то упокоится на родине.
Я помню также, что вопрос о перемещении праха Сирануйш в Армению обсуждался и в 1978 году — в связи со 120-летием со дня ее рождения. А посетивший Армению Уильям Сароян недоуменно поинтересовался у Ваагна Давтяна: а в чем проблема-то?.. Пять лет назад мы отмечали 150-летие Сирануйш. Наши самые известные представители творческой интеллигенции Гоар Гаспарян, Эдвард Исабекян, Оган Дурян, которых, к сожалению уже нет с нами, собирались начать сбор подписей. Ованес Чекиджян может подтвердить это. Но все оказалось напрасным. А мое открытое письмо президенту и премьер-министру так и осталось без ответа. Сегодня мы вновь воодушевились этой идеей, но, честно говоря, мне будет больно, если и эта попытка окажется напрасной. Может, стоит пока выбрать промежуточный вариант? Скажем, найти место в Пантеоне или где-нибудь еще для памятника Сирануйш, привезти землю с ее могилы и захоронить у подножия.
Мари-Роз Абусефян, актриса:
- Да, мы гордились Сирануйш и другими нашими крупными представителями искусства, но сегодня мне стыдно за то, что память об этой великой актрисе предана забвению. Это упущение всех и каждого из нас. Могила этой замечательной актрисы в Каире находится в совершенно запущенном состоянии. Когда я захотела посетить ее могилу и возложить к ней цветы, мне даже не смогли сказать, где она находится. Это очень печально. Но ведь у нас есть государство, которое может решать такого рода вопросы. Надо заставить государство уважать наших великих деятелей, являющих собой гордость нации.
Ара Геворкян, композитор:
- Спасибо нашей Асмик за это великолепное представление и ее непревзойденную игру. Прах Сирануйш, который находится на чужбине и предан забвению, надо немедленно перенести в Армению. Я предлагаю найти оптимальный вариант решения этого вопроса и представить его нашему правительству. Если нужно будет, поможем даже пожертвованиями.
Вардан Ванатур, поэт:
- Если мы не будем хранить память о наших великих, то кто это сделает вместо нас? В подобных делах мы все должны помогать друг другу.
Анаит Агасарян, театровед:
- 155-летие со дня рождения Сирануйш мы отмечаем по инициативе актрисы Асмик Тер-Карапетян. К сожалению, кроме этого представления-обсуждения никаких других мероприятий, посвященных 155-летию великой актрисы, в Ереване организовано не было. Сегодня нет у нас ни музея, ни памятника, ни какого-либо другого места, где можно было бы почтить память одной из самых знаменитых представительниц армянской сцены, тогда как в свое время ее славил и иноязычный зритель. Вопрос о создании музея или памятника Сирануйш волнует моих коллег, многих людей театра и требует скорейшего решения.
Марина Шахпаронян, журналист, психолог:
- Сирануйш, волшебница армянской сцены, являла собой одну из вершин нашего театрального искусства. Она была глубоко национальной актрисой. А представление, посвященное ее памяти,— это удача не только его создателей, но и всех нас, поскольку это своего рода обращенный к нашим душам призыв — хранить, беречь наши национальные ценности, создать духовную связь с нашими замечательными мастерами сцены. Я согласна со всеми прозвучавшими здесь мнениями, а от себя добавлю, что как наше правительство, так и все общество и интеллигенция не должны оставлять этот вопрос вне поля своего внимания.
Гарник Сейранян, режиссер-постановщик:
- Еще в 2006-м, когда я поставил моноспектакль «Испуганная тишина», посвященный 150-летию великой Сирануйш — в исполнении Асмик Тер-Карапетян, во мне зародилось и до сих пор сохраняется чувство какой-то горечи и незавершенности. Прах Сирануйш покоится на каирском кладбище — забытый и заброшенный... В истории нашего искусства не так уж и много женщин, чья звезда и на чужбине не утратила своего блеска. Наше правительство просто обязано доставить прах Сирануйш на родину, сделать все, чтобы хотя бы частичка ее праха подобно священной реликвии упокоилась в Пантеоне имени Комитаса — во имя нынешнего и всех прочих поколений.
В. АВЕТИСЯН, "Собеседник Армении"