Интервью научного сотрудника Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона, политолога Андрея Арешева информагентству АрмИнфо.
- Баку неоднократно заявлял, что азербайджанская армия не будет вести военные действия на территории Армении и у ОДКБ не будет повода, чтобы прийти на помощь своему союзнику. Вы не считаете, что наблюдающаяся эскалация напряжения непосредственно на армяно-азербайджанской границе является именно таким “поводом”?
- Обострение ситуации не только на границах Карабаха с Азербайджаном, но и на северном участке армяно-азербайджанской границы может свидетельствовать о том, что прощупываются все возможные варианты.
- Учитывая, что военные действия на границе с Арменией никак не служат поводом для ухода армян с территорий, которые Азербайджан считает своими, Баку явно не должен быть заинтересован в эскалации напряжения на границе с Арменией. Какова причина нагнетания обстановки именно на северном направлении армяно-азербайджанской границы?
- На этот счет можно делать разные предположения. Так, ни для кого не секрет, что позиции армянской стороны в Тавушском марзе несколько более уязвимы в связи с особенностями природного ландшафта и относительной близостью населенных пунктов к границе. Возможно, речь идет о морально-психологическом давлении Азербайджана на приграничные армянские поселения. Высказывались по этому поводу и другие версии, в частности, связанные с процессами военного строительства и обучения «мастеров» диверсионного дела на азербайджанской стороне. У меня нет сомнений в том, что соответствующие службы в Армении сделают правильные выводы и ситуации и предпримут всё необходимое для укрепления проблемных участков приграничной полосы.
- Можно ли, на Ваш взгляд, ожидать от Москвы повторения сценария 08.08.08 в случае перерастания карабахского конфликта в широкомасштабную войну между Арменией и Азербайджаном?
- Не думаю, что какой-либо сценарий может быть повторён со стопроцентной вероятностью, однако некоторые общие черты, думаю, проследить будет можно. Во всяком случае, полагаю, что Москва будет добиваться прекращения военных действий любыми доступными способами.
- 30 июля конгрессмен Дэйн Рорабахер в своем послании на имя госсекретаря США Хилари Клинтон заявил о необходимости поддержки борьбы за независимость “Южного Азербайджана” от Ирана. Какие цели может преследовать данный шаг, на какую аудиторию он рассчитан?
- Могу предположить: сомневаясь в абсолютном успехе предполагаемой военной акции против Ирана, в США решили на данном этапе сделать ставку на разжигание этноконфессиональных противоречий в этой стране. Северные провинции Ирана давно находятся в прицеле различных американских служб, и соответствующая работа велась достаточно давно. Не думаю, что подобного рода деятельность принесёт серьезный успех – настроения в пользу государственного единства страны в Иране сильны практически везде, не исключая и северные провинции с преимущественно тюркоязычным населением.
- Принято говорить о давнем соперничестве Москвы и Вашингтона в нашем регионе. Имеют ли сегодня американские и российские интересы хоть какие-то точки соприкосновения, в частности на Южном Кавказе и Армении?
- Соперничество это никуда не делось, просто оно принимает более завуалированные формы. Думается, о точках соприкосновения можно говорить скорее в тактическом плане – пока Соединённые Штаты (и некоторые их сателлиты) заняты переформатированием Ближнего Востока и, в частности, организацией гражданской войны в Сирии. Однако когда речь пойдёт об Иране и роли территорий кавказских государств в организации давления (вплоть до вооружённого нападения) на эту страну – конфликт интересов Вашингтона и Москвы обязательно даст о себе знать.
Arminfo