Постоянный представитель Азербайджанской республики при ООН Агшин Мехтиев обратился с письмом в Генеральную Ассамблею ООН. Как представляется, передаваемые в Генеральную Ассамблею ООН документы обязаны объективно представлять проблему, ставшую причиной обращения в Организацию. В этом смысле письмо посла Мехтиева от 23 декабря 2009-го года является наглядным примером использования служебного положения в целях введения в заблуждение мирового сообщества, в том числе и наиболее авторитетную международную организацию, каковым, вне всякого сомнения, является ООН.
Оставив без внимания и комментариев оскорбительные выражения посла Мехтиева в адрес армянских государственных деятелей и армянского народа, мы хотели бы обратить внимание на допущенные им преднамеренные искажения хронологии событий 1988-94 годов, так и на причины, ход и последствия нагорно-карабахского конфликта. Мы не в меньшей степени, чем Мехтиев, осознаем, что попытки ввести в заблуждение мировое сообщество таят в себе серьезную угрозу перспективам политического урегулирования. Вместе с тем, мы понимаем, что нынешняя агрессивно-милитаристская риторика, исходящая из уст высокопоставленных чиновников Азербайджана, в том числе и президента и министра обороны этого государства, уже превратились в угрозу для мирного политического решения застарелого конфликта. Наряду с недобросовестными и искажающими действительность выступлениями представителей дипломатического корпуса этого государства, данные угрозы воспринимаются нами как пропагандистская деятельность, направленная на «обоснование» возобновления вооруженных действий. Заверяя Генеральную Ассамблею ООН в своей готовности и непоколебимой решимости всеми доступными средствами защитить государственный суверенитет Нагорно-Карабахской Республики и Республики Армения, мы в то же время желаем обратить ваше внимание на упомянутые послом Мехтиевым некоторые аспекты конфликта.
1. Посол Мехтиев, упомянув в письме выступление представителя Республики Армения посла Карена Назаряна на заседании Третьего комитета Генеральной Ассамблеи 2 ноября 2009 года, назвал искажением истины выражение «в Нагорно-Карабахской области население стремилось мирным путем и путем переговоров осуществить свое право на самоопределение».
В действительности, 20 февраля 1988 года на заседании конституционного органа, Областного Совета народных депутатов, было принято решение об обращении к Верховным Советам Армянской ССР, Азербайджанской ССР и Союза СССР с просьбой вывести армянскую область из юрисдикции Азербайджанской ССР и передать в состав Армянской ССР. Данная просьба носила исключительно конституционный характер, и, согласно законам СССР, должна была быть рассмотрена законодательными органами Армении, Азербайджана и СССР. Население Нагорного Карабаха вправе было ожидать обоснованный ответ со стороны вышеуказанных органов власти.
Однако, «ответ» последовал совершенно с иной стороны. Уже 22 февраля того же года, на Степанакерт, центр армянской автономии, двинулась из-за пределов автономии вооруженная железными прутьями и охотничьими ружьями толпа азербайджанцев, состоящая из 10-15 тысяч молодых людей.
Еще через четыре дня, 26 февраля, в азербайджанском городе Сумгаит, расположенном близ столицы Азербайджана Баку, в нескольких сотнях километров от Нагорного Карабаха, начались невиданные погромы, резня, изнасилования и убийства жителей города армянской национальности. Согласно официальным данным (далеким, впрочем, от действительности), за три дня вакханалии в Сумгаите были убиты 26 армян, изнасилованы сотни женщин, в том числе и детского возраста, ранены свыше 400 армян.
26 же февраля другая толпа азербайджанской молодежи напала на армянские кварталы города Кировабад (ныне Гянджа). В результате погибла женщина 55-ти лет, ранения получили 27 жителей города армянской национальности.
Таким образом, на мирное конституционное обращение народных депутатов Азербайджан ответил погромами, резней и убийствами, пытаясь перенести конфликт из правовой области в область уголовную. Посол Мехтиева, отрицая стремление населения Нагорного Карабаха к мирному пути самоопределения, сознательно искажает истину и выступает в роли адвоката политики убийств и погромов, организованных в начале 1988 года властью Азербайджана.
2. Посол Мехтиев в своем письме утверждает, что «за 70 лет советский власти Армении удалось расширить свою территорию, главным образом за счет азербайджанских земель, и использовать все возможные средства для изгнания азербайджанцев с их земель. Достаточно сказать, что в течение советского периода территория Армении увеличилась с 8000–10 000 до 29 800 кв. км.».
Территория Армянского государства к началу осени 1920 года составляла свыше 63 000 квадратных километров. 21 сентября 1921 года Армения подверглась военной агрессии со стороны Турции. В результате тяжелейших боев Армения потеряла обширные области, ныне находящиеся на территории Турции. 29 ноября 1920 года со стороны Азербайджана на территорию Армении вторглась 11 Красная армия большевиков. В этот же день прекратились бои с турецкими интервентами, а на сохранившейся территории – 34 400 квадратных километров была провозглашена советская Армения. В дальнейшем, в результате волевой передачи исторически армянского Нахиджеванского края под протекторат Азербайджанской ССР, а также некоторых территориальных обменов с соседними Грузией и Азербайджаном, территория Армении значительно сократилась, составив 29 700 квадратных километров. Все эти сведения легко проверяемы, так как зафиксированы в многочисленных ежегодниках статистической службы СССР, а также Армянской и Азербайджанской ССР. По этой причине «статистику» посла Мехтиева следует считать недобросовестной.
Отметим также, что в начале июня 1921 года решением неконституционного партийного органа коммунистов третьего государства (России), Азербайджану был передан и армянский Карабах, общей площадью в примерно 27 000 квадратных километров. Хотелось бы напомнить, что до лета 1921 Карабах никогда не входил в состав азербайджанского тюркского государства, впервые в истории родившегося в конце мая 1918 года.
Нагорному Карабаху был предоставлен статус автономии не по доброй воле Азербайджана, как на то указывает посол Мехтиев, а согласно тому же решению партийного органа коммунистов России. Мехтиев также лукавит, когда «информирует», что «административные границы области (Нагорного Карабаха) были определены таким образом, чтобы армянское население составляло в ней большинство». Иного выхода у Азербайджана не было, так как подавляющее большинство населения Нагорного Карабаха составляли армяне, и никакие границы в Нагорном Карабахе не были способны уменьшить процент проживающих в Нагорном Карабахе армян. Однако Азербайджан преднамеренно вывел за пределы армянской автономии Шаумянский, Ханларский(ныне Гей-Гельский), Дашкесанский, Гетабакский, Шамхорский районы, армянское население которых превышало 90% от общего количества жителей.
3. Тюркское население Армении никогда не составляло 500 тысяч человек, как об этом пишет посол Мехтиев. Согласно переписи населения по СССР 1979 года, количество разбросанно проживающих практически по всем районам Армении азербайджанцев составляло 147 000 человек.
4. Посол Мехтиев сознательно вводит в заблуждение уважаемых представителей государств мира в ООН, когда пишет: «нападения, которые совершались в конце 1987 года на азербайджанцев в Ханкенди (в советский период Степанакерт) и Армении и которые стали причиной бегства огромного числа азербайджанских беженцев и внутренне перемещенных лиц, а также ряд незаконных заявлений и решений, принятых с целью обеспечения одностороннего отделения Нагорного Карабаха от Азербайджана».
Оставив без внимания стремление Мехтиева исказить название столицы Нагорно-Карабахской Республики – Степанакерта – обратим ваше внимание на неприкрытую ложь. Никаких нападений на азербайджанцев ни в Степанакерте ни в Армении в конце 1987 года не было, и мы уверяем: ни Мехтиев, ни руководители Азербайджана не смогут подтвердить данные измышления какими-либо документами того времени. Единственным межнациональным конфликтом локального масштаба в указанное послом Мехтиевым время было избиение азербайджанской милицией жителей армянского села Чардахлу в Шамхорском районе Азербайджана, о чем в декабре 1987 года писалось в московской газете «Сельская правда».
После событий в Сумгаите и Кировабаде напряженная обстановка сохранялась как в Азербайджане, так и в Нагорном Карабахе, однако, в самой Армении власти удавалось сохранять относительное спокойствие. Тем не менее, 21 ноября 1988 года в Азербайджане, во всех без исключения населенных пунктах, где проживали армяне, в одночасье начались массовые погромы, убийства и депортация армянского населения. Синхронность начала враждебных действий, в результате которых погибло свыше 700 жителей армянской национальности, указывает на несомненное управление этим процессом из Баку. Погромы продолжались до 7 декабря, когда в Армении разразилось катастрофичное землетрясение. После этого советские войска предприняли энергичные меры для восстановления спокойствия и безопасной депортации армян из Азербайджана.
Начиная с 24-25 ноября, в Армению стали прибывать беженцы из Азербайджана. Вид избитых, переживших огромную гуманитарную катастрофу соотечественников, рассказы о поджогах домов, изнасилованиях и убийствах привели к массовым волнениям в Армении, в результате которых из республики были вытеснены проживающие там азербайджанцы, примерно 152-155 тысяч человек.
Отметим также, что после событий 1998 года в Азербайджане, за исключением Баку, также не осталось армян. Судьба бакинских армян (свыше 200 тысяч человек), оставленных заложниками политики Азербайджана, оказалось ужасной. В январе 1990 года они подверглись страшным погромам, убийствам, изнасилованиям. Согласно докладу председателя КГБ СССР, в Баку были отмечены случаи каннибализма. О событиях того времени в Баку рассказал также чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров, чудом спасшийся от озверелой толпы.
5. Еще одна дезинформация посла Мехтиева: «В конце 1991 года и в начале 1992 года конфликт перешел в военную фазу, и Армения начала боевые операции на территории Азербайджана».
С конца апреля 1991 года Отряды милиции особого назначения (ОМОН) Азербайджана, совместно с подразделениями дислоцированной в Кировабаде 23-й дивизии начали печально известную военную операцию под кодовым названием «Кольцо». В результате этой операции, продолжавшейся до конца июня 1991 года, были стерты с лица земли 23 армянские деревни Нагорного Карабаха, убиты 51 человек, большинство из которых являлись людьми преклонного возраста, а жители депортированы в Армению. О злодеяниях в отношении мирного населения Нагорного Карабаха был составлен отчет Комиссии по Правам Человека Верховного Совета России под руководством известного правозащитника С. А. Ковалева.
Желание армян вернуться в свои вековые дома и их стремление сохранить жизнь себе и близким привело к стихийному возникновению партизанских отрядов. Армения никак не могла «начать боевые операции в Нагорном Карабахе» по той простой причине, что Нагорный Карабах уже третий год, как находился в абсолютной блокаде, хотя в данном случае куда правильнее использовать другой военный термин - осада. Власти Азербайджана, в напрасном стремлении скрыть от мировой общественности творимый ими произвол в Нагорном Карабахе, не пропускали в регион даже депутатов Европарламента. Отчеты о попытках группы депутата Европарламента Анри Саби находятся в архивах этой организации.
6. Посол Мехтиев не остановился и перед тем, что оболгать память своих соотечественников, жителей поселка Ходжалу. «В феврале 1992 года азербайджанский город Ходжалы был, как общеизвестно, захвачен, а над его населением была учинена беспрецедентная кровавая расправа. В течение ночи с 25 на 26 февраля 1992 года были убиты 613 гражданских лиц, в том числе 106 женщин, 63 ребенка и 70 пожилых людей», - пишет он.
Мехтиев намеренно умалчивает о том, что операция карабахских отрядов по подавлению огневых точек в Ходжалу, откуда днем и ночью обстреливались из тяжелых орудий, реактивных установок залпового огня и танков Степанакерт и окрестные армянские поселения, была предварена многократными предупреждениями мирного населения поселка. В Ходжалу также был расположен единственный в Нагорном Карабахе аэропорт, которым армяне не иели возможности пользоваться. В столице НКР был голод, дети и взрослые были лишены питания и питьевой воды. Деблокада аэропорта была единственным способом спасти население Степанакерта от голодной смерти. В этих условиях в ночь на 26 февраля была начата операция по деблокированию аэропорта и подавлению огневых точек. Мирное население покинуло Ходжалу по оставленному специально для этой цели безопасному коридору шириной свыше километра. Факт наличия гуманитарного коридора для мирного населения подтвердили затем как многие жители Ходжалу, так и первый президент Азербайджана Аяз Муталибов.
Тем не менее, сотни жителей Ходжалу были умерщвлены. Однако Мехтиев не сообщает о том, что люди погибли не в Ходжалу, а в пригороде Агдаме, азербайджанонаселенного на то время города, в котором, согласно сообщениям азербайджанской стороны был сосредоточен мощный военный кулак численностью в 34 000 солдат. Как представляется, азербайджанские солдаты, приняв беженцев за армян, открыли по ним огонь. Видеокадры, сделанные азербайджанскими журналистами на месте трагедии, однозначно подтверждают: эта территория контролировалась азербайджанцами. Тем не менее, азербайджанская пропаганда, одним из представителей которой является посол Мехтиев, продолжает утверждать о вине армян в этой трагедии.
Симптоматично, что азербайджанский журналист, автор видеоматериалов о трагедии в Агдаме и «посмевший» усомниться в причастности армян к этой трагедии, был убит, а полевой командир, имевший неосторожность пригрозить власти раскрытием истины о событиях в Агдаме, был арестован и замучен в тюрьме до смерти. В тюрьме ныне пребывает и другой журналист, главный редактор газеты «Реальный Азербайджан» Эйнулла Фатуллаев. В своей статье написанной после встречи с бывшими жителями поселка Ходжалу, он выразил сомнения в причастности армян к убийству ходжалинцев.
7. Обращает на себя внимание тот факт, что склонность посла Мехтиева к преувеличениям перестает оказывать свое воздействие, когда он говорит о военных потерях Азербайджана в войне 1991-94 годов. «Таким образом, продолжающийся вооруженный конфликт в Нагорно-Карабахском регионе Азербайджанской Республики и вокруг него привел к оккупации почти одной пятой территории Азербайджана и превратил примерно одного из каждых восьми жителей страны во внутренне перемещенное лицо или беженца, в то время как 20 000 человек были убиты, 50 000 человек были ранены или стали инвалидами и примерно 5000 граждан Азербайджана по-прежнему считаются без вести пропавшими.
В данном предложении – целый букет инсинуаций. НКР не является и никогда не станет ни регионом, ни какой-либо иной частью Азербайджана. Вынужденными переселенцами в Азербайджане, в результате военных действий, стали не более 540 тысяч человек, что ровно в два раза меньше упоминаемой Мехтиевым цифры.
НКР контролирует лишь 13% территории Азербайджанской ССР. Отметим также, что вооруженные силы Армии Обороны НКР расположены далеко от географических границ Карабаха. Наконец, Азербайджан потерял в войне убитыми 37 000 солдат, свыше 100 тысяч были ранены. Что касается «без вести пропавших» - то это также погибшие, большая часть которых погребена в горах НКР, что подтвердила в своих публикациях бывший руководитель пресс-центра министерства обороны Азербайджана Лейла Юнус. Кроме того, Азербайджан, в период правления Гейдара Алиева, широко использовал практику «братских могил», закапывая погибших солдат в общих ямах с целью сокрытия от населения истинных масштабов потерь в вооруженных силах.
8. В марте 1992 года Нагорно-Карабахскую Республику и Азербайджан посетил личный представитель Генерального Секретаря ООН господин Сайрус Вэнс, который имел возможность ознакомиться с блокадной жизнью в осажденном и практиечски полностью разрушенном Степанакерте. Тогда же господину С. Вэнсу было вручено извещение Верховного Соовета НКР, ставящее в известность Генерального Секретаря ООН и Совет Безопасности ООН о предпринимаемых Нагорно-Карабахской Республикой мерах по индивидуальной самообороне в целях защиты от военной агрессии Азербайджана.
Азербайджан, грубо нарушивший нормы Международного Права, требующие оказания содействия самоопределяющемуся народу, по-своему ответил на предпринимаемые населением НКР конституционные шаги по реализации неотъемлемого права народов на самоопределение. «Содействие» Азербайджана самоопределяющемуся населению выразилось в артиллерийских обстрелах и авиабомбежках населенных пунктов НКР, депортации свыше 400 тысяч не замешанного в конфликте армянского населения, уничтожении десятков населенных пунктов.
Тем не менее, несмотря на все тяготы и лишения, населению Нагорно-Карабахской Республики удалось шаг за шагом, строго следуя нормам международного права и советскому законодательству, реализовать право на самоопределение и провозгласить суверенное государство. Последующая широкомасштабная агрессия Азербайджана и его поражение в войне против НКР лишь подтвердили решимость населения НКР к свободе.
Уважаемые господа! Мы просим Вас потребовать разъяснений у постоянного представителя Азербайджана в Организации Объединенных Наций посла Агшина Мехтиева, уже свыше трех лет целенаправленно дезориентирующего мировое сообщество, скрывающего истину и постоянно стремящегося оболгать Нагорно-Карабахскую Республику и Республику Армения. Генеральная Ассамблея ООН не может и не должна служить трибуной для разжигания межнациональной розни и ненависти.
Еще раз обращая ваше внимание на постоянные угрозы из Азербайджана, непомерно раздуваемый военный бюджет этой страны, свидетельствующий о стремлении возобновить военные действия, мы вновь подтверждаем нашу решимость отстоять выстраданную болью и жизнью тысяч наших соотечественников независимость Нагорно-Карабахской Республики. Мы также заявляем, что ответственность за военные, политические и экономические последствия возможной новой войны целиком и полностью ляжет на Азербайджанскую республику.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН,
руководитель портала Voskanapat.info
Voskanapat.info обращается ко всем, кто согласен с текстом данного Обращения, независимо от пола, возраста, национальной и религиозной принадлежности, отправить данное письмо от своего имени по нижеследующему адресу:
inquiries@un.org