В недавней своей статье я квалифицировал процитированное азербайджанским агентством АПА выражение министра иностранных дел Турции Ахмеда Давудоглу как невозможную нелепость. Не мог, был убежден я, министр сказать, что «одной из основных мишеней Цюрихских протоколов было освобождение от «оккупации» (кавычки наши. – Л. М.-Ш.) земель Азербайджана». И в подтверждение, что эта фраза является нелепостью, напомнил, что в Цюрихских протоколах ни сном ни духом Азербайджан не упоминается. Как бы в подтверждение моего убеждения МИД Турции на своем официальном сайте сообщило, что Давудоглу никакого интервью АПА не давал, и, следовательно, данную, и некоторые другие, нелепость произнести не мог.
Среди других нелепостей имеется в виду ответ Давудоглу на вопрос о внимании, уделенном нагорно-карабахскому конфликту во время встречи президента Армении Сержа Саргсяна с премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом. Согласно АПА, Давудоглу ответил: «Как и всегда, этот вопрос был основным. Наш премьер-министр очень заинтересован в разъяснении армянскому лидеру щепетильных моментов Нагорно-Карабахского конфликта». Проблема состояла не в том, что Эрдоган может вообще что-либо «разъяснять» С. Саргсяну (если, конечно, речь не будет идти о состоянии водозаборных систем Стамбула), интерес представляет то, что премьер-министр Турции мог себе позволить разъяснять президенту Армении «щепетильные моменты Нагорно-Карабахского конфликта». И при этом не нарваться на холодный отстраняющий ответ. Тем не менее, ответ внешнеполитического ведомства Турции меня, как гражданина Армении, удовлетворил.
История, однако, получила довольно пикантное продолжение. Выяснилось, что Давудоглу был вынужден распорядиться о публикации опровержения сообщения АПА будучи, как говорится, пойманным за руку. Во время обеда, данного госсекретарем США Х. Клинтон в честь прибывших на саммит по ядерной безопасности министров иностранных дел, глава МИД Армении Э. Налбандян обратился к турецкому коллеге с предложением разъяснить опубликованное в АПА интервью. И министру иностранных дел Турции не оставалось ничего иного, как отказаться от текста интервью и даже распорядиться (!? – Л. М.-Ш.), чтобы интервью удалили с портала АПА.
Однако азербайджанское агентство заартачилось, и отказалось выполнять требование министра иностранных дел чужого государства. Более того, АПА опубликовало «Специальное сообщение», в котором выразила сожаление, в связи с проблемой, создавшейся после публикации интервью А. Давудоглу. АПА также рассказало, кем и как было взято данное интервью. Согласно объяснениям АПА интервью у Ахмедоглу взяла аккредитованная агентством журналистка И. Левин, которая и подтвердила достоверность переданной ею информации.
Откровенно говоря, в данном случае у меня нет никаких оснований не верить И. Левин и агентству АПА. Более того, я практически убежден, что если Ахмедоглу продолжит настаивать на опровержении собственных слов, то АПА способно вытащить на свет Божий аудиозапись этого интервью. Это тем более возможно, что АПА не могло опубликовать свое уличающее министра иностранных дел во лжи «Специальное сообщение» без ведома и позволения аппарата президента Азербайджана. Данное обстоятельство, конечно, понимает и Давудоглу, вследствие чего, как представляется, он предпочтет больше об этом инциденте не вспоминать.
Стоит ли позволять ему это делать? Начнем с того, что опубликованные в АПА высказывания Давудоглу действительно имели место быть. Министр иностранных дел, вводя в заблуждение читателей азербайджанского информагентства, не просто стремился понравиться своим бакинским друзьям: он специально говорил неправду, стремясь тем самым придать решимости Азербайджану в его территориальных притязаниях к НКР. Попутно Давудоглу подыгрывал популярности своего премьер-министра в глазах националистически настроенных турецких избирателей. И на попятную Давудоглу пошел только потому, что поостерегся скандала в присутствии многочисленных министров иностранных дел.
К сожалению, в этом ему невольно подыграл Э. Налбандян, сообщивший армянским журналистам: «Ахмед Давудоглу заверил меня, что не давал никакого интервью азербайджанскому агентству АПА». Ахмед Давудоглу может заверять что угодно, факты утверждают обратное. Трудно, конечно, не согласиться с Э. Налбандяном, предупредившим, что «нельзя беспрекословно доверять азербайджанским СМИ», но, уверен: абсолютно то же самое можно сказать и о министре иностранных дел Турции Давудоглу. Стоит ли спасать честь вконец запятнанного мундира завравшегося турецкого министра? Тем более, в случае, когда он бросает тень на доверие армянского общества к армянскому же президенту.
Ахмед Давудоглу интервью АПА давал, по этому вопросу двух мнений быть не может. Точно так же не может быть сомнений в том, что Давудоглу в этом интервью, мягко говоря, озвучил неправду. И лучше всех эту неправду опроверг сам Э. Налбандян, процитировавший ответ Сержа Саргсяна на обреченную попытку Эрдогана связать армяно-турецкие отношения с проблемой НКР: «Я не вижу причин обсуждать этот вопрос с турецкой стороной».
Ереван не намерен соглашаться на стремление Турции оказаться в числе посредников по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Об этом не раз заявлял президент Армении С. Саргсян, в том числе и самому Давудоглу на церемонии по инаугурации президента Украины В. Януковича. То же самое Серж Саргсян заявил в Вашингтоне, в своем выступлении в Вашингтонском кафедральном соборе. Именно по этой причине интервью Давудоглу агентству АПА следует воспринимать как попытку посеять недоверие между армянским президентом и армянским народом.
Подобные, мягко говоря, проделки министра иностранных дел Турции не должны оставаться без внимания. Понятно, АПА, как и многие другие азербайджанские агентства, частенько грешат «подкорректированными» интервью, и валить на них ответственность за растиражированную ложь легко и удобно. Однако в данном случае все произошло иначе. Источником лжи является глава МИД Турции. А. Давудоглу демонстрирует позицию не заслуживающего доверия переговорщика, и об этом должно быть сказано громко и четко.
Не исключаю, что именно наше благодушие в этом вопросе позволило премьер-министру Турции Эрдогану заявить на брифинге в Вашингтоне: «В тексте подписанных в Цюрихе армяно-турецких протоколов наряду с выражением «без предусловий» есть также очень важная фраза: «Установить в регионе мир». Можем ли мы в контексте обеспечения мира в регионе оставить в стороне Азербайджан?», - философствовал Эрдоган в ответ на вопрос журналиста, напомнившего о фразе С. Саргсяна: «Турция не может говорить на языке предусловий с Арменией и армянством. Мы этого просто не позволим».
Это может показаться интересным, но «очень важной фразы» «Установить в регионе мир» в Цюрихских протоколах… нет! Сомневающиеся могут ознакомиться с протоколами на сайтах МИД Армении и Турции. Стороны лишь «подтверждают свою приверженность мирному урегулированию региональных, межнациональных конфликтов на основании принципов Международного права». Только очень больная фантазия может предположить, что в данном предложении речь идет о каком-либо обязательстве Армении. Однако если Турция воспринимает данную фразу как собственное обязательство, то у нее масса нерешенных задач. Например, добиться вывода азербайджанских снайперов с границы между Азербайджаном и НКР, или принудить Баку к подписанию взаимного с НКР обязательства о неприменении силы в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Напомню, эти предложения армянской стороны были поддержаны посредниками и отвергнуты Азербайджаном. Азербайджанские мамы должны знать, что гибель их сыновей на границе происходит исключительно из-за приверженности И. Алиева силовому решению конфликта.
Есть такая избитая фраза: ненаказанное зло множится! Не заклеймили пойманного за язык Давудоглу, начал лукавить Эрдоган. Простим Эрдогану, не обратим внимания на его попытки ввести общественность в заблуждение, завтра возникнет третий, двадцать пятый, пятитысячный…
Нельзя отпускать пойманного за руку вора, или – за язык лжеца.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, информационно-аналитический портал "Voskanapat.info"