На мой взгляд, Армянство пока еще не завершило объединение в нацию. Не укрепилось видение общей судьбы. Есть отдельные фрагменты, которые в значительной степени остались преемниками Русаhайутюн, Таджкаhайутюн, Парскаhайутюн. Необходима активная пропаганда в Армении общности со спюрком, несмотря на все культурные и общественно-психологические различия. Точно так же в спюрке необходима активная пропаганда вторичности всего, что не связано с Арменией.
Армянство – единственный ресурс Армении. Диаспорный армянин должен понять, что он сохраняет свою идентичность не на пользу Армении, а за счет нее. Для Армении не важно, хорошо или плохо он знает «hАйр мер», хорошо или плохо танцует традиционные танцы. Для Армении важны его энергия, его способности, его дела. Чувства, энергия, время человека ограничены, и он всегда стоит перед выбором. Концентрируя свои усилия в некотором направлении, он тем самым ослабляет их в других областях. Когда диаспорный армянин старается быть хорошим гражданином своей страны, он делает это за счет Армении. Когда он старается быть качественным армянином в культурном смысле, он делает это за счет Армении и т.д.
Сегодня, армянская общественно-политическая жизнь недостаточно организована. Пока общими усилиями не будет изменена система, как в Армении, так и в спюрке, положительных результатов ни в одном вопросе ждать нельзя, в том числе и в вопросе репатриации.
Движение к созданию нации должно подразумевать участие общественных и гражданских сил Армении в переформатировании диаспорных организаций и изменении принципов их деятельности. Одновременно армяне спюрка должны иметь возможность принимать активное участие в общественной и гражданской жизни РА и НКР, продвижении в Армении необходимых реформ. Такая взаимная активность поможет преодолеть отчуждение, решить проблему «чужих армян», которые, якобы, не имеют морального права вмешательства.
Нынешняя ситуация провоцирует попытки использовать спюрк сторонними силами. Либо в стране проживания создаются диаспорные организации для продвижения интересов этой державы в Армении. Либо создаются не ориентированные на существующую Армению «западноармянские» «правительства» и «парламенты» - удобный объект манипуляции со стороны разных неармянских сил и спецслужб.
В самой Армении существует проблема, равноценная репатриации из спюрка – проблема заселения освобожденных территорий. Развитие переселенческого движения в самой Армении, безусловно, создало бы благоприятный моральный климат для репатриации из спюрка. В то время как отсутствие такого движения и, наоборот, продолжение эмиграции из Армении, оказывает негативное влияние и на репатриацию.
Говоря о репатриации, нужно исходить в первую очередь из интересов. Трудно рассчитывать на серьезный результат, если игнорируются интересы отдельной личности. Личный интерес может нанести урон национальному делу, но без такого интереса дело не двигается с места. Безусловно, должны существовать программы поддержки, как для репатриантов из спюрка в Армению, так (и даже в большей степени) и для переселенцев на освобожденные территории. В обществе должна пропагандироваться оправданность таких программ.
Но в первую очередь армянин должен поверить в то, что получит пользу не за счет нации и армянского общества, а благодаря нации и обществу.
Связь с вопросами безопасности совершенно очевидна. Соотношение репатриация/эмиграция есть главный показатель формирования нации. Преобладание эмиграции означает, что Армения еще не стала национальным государством и не стала республикой, то есть «общим делом» (res publica) . Такая страна всегда в опасности. Необходимо национализировать государство и сделать его общественным достоянием.
Ключом к решению взаимосвязанных проблем национальной безопасности и репатриации является развитие в Армении и спюрке совместных гражданских инициатив для изменения не лиц во власти, но всей системы власти и управления.
Карен Агекян, главный редактор журнала "Анив"