«Как-то хочется тряхнуть головой. Протереть глаза. Плеснуть в лицо холодной водой», пишет завотделом прозы журнала «Дружба народов» Леонид Баханов, комментируя сделанное несколько дней заявление лидера провластной партии Азербайджана «Современный Мусават» Хафиза Гаджиева о необходимости отрезать ухо писателю Акраму Айлисли.
В статье Баханова, опубликованной на сайте «Новой газеты», приводятся и слова Х. Гаджиева: «Принято решение, что всех наказаний для Айлисли будет мало и необходимо отрезать ему ухо. Исполнение этого решения поручено членам молодежного отделения партии. Выполнившему это решение будет выплачена премия в 10 тысяч манат (около 12 тысяч долларов. — Л. Б.)».
Баханов отмечает, что данное заявление не сатира и не цитата из антитеррористического боевичка. «Ладно, провластного лидера власти малость пожурили: нехорошо это, нецивилизованно — призывать граждан к нарушению закона. И он быстренько согласился, отказался от заявления. Так что, все правильно: есть линия партии, а есть перегибы на местах. И травля Народного писателя Азербайджана, лауреата многих званий и орденов, благополучно продолжилась», - сказано в статье.
Автор отмечает, что еще 7 февраля президент Азербайджана Ильхам Алиев, «идя навстречу пожеланиям трудящихся» лишил Айлисли звания народного писателя и государственных наград. В статье сказано, что эти самые «трудящиеся» митинговали и в центре Баку, и под окнами писателя, и в его родном селе Айлис — выкрикивали угрожающие лозунги, носили гроб с книгами тогда еще Народного писателя, жгли сами книги. Чуть опередив высочайший указ, жену и сына Айлисли уволили с работы, а его самого президент лишил персональной пенсии. Не остались в стороне и духовные власти — Управление мусульман Кавказа объявило Акрама Айлисли вероотступником.
«Не подвели» и азербайджанская писатели, исключив Айлисли из Союза писателей, отметив, что она сам из него вышел, не найдя понимания по вопросу армяно-азербайджанского конфликта. «Словом, маховик раскрутился и, похоже, не собирается останавливаться. Несмотря на многочисленные протесты со стороны международной писательской общественности, в том числе и российской (свой протест уже выразили Борис Акунин, Андрей Битов, Рустам Ибрагимбеков и многие другие), правозащитных и даже правительственных организаций», - пишет Баханов.
«Что же вызвало эту вакханалию государственной ненависти? Роман-реквием «Каменные сны», напечатанный в 12-м номере журнала «Дружба народов». Действие разворачивается в 1990 году. Известный театральный артист, жестоко избитый за то, что попытался защитить армянскую женщину, попадает в больницу. Его стараются спасти, он то впадает в коматозное состояние», - пишет Баханов.
Во сне, отмечает автор статьи, герой романа то впадает в бессознательное состояние, то вновь возвращается к жизни, и все это время перед его внутренним взором стоит родное село Айлис, где прошло его детство, где армяне дружно жили с азербайджанцами, где было 11 армянских церквей, но при этом в памяти жили страшные события резни армян в 1919 году. «Он очень чуткий, совестливый человек, он видит, что вновь наступает озверение, которому подвластны даже друзья его детства, и чувство покаяния — заметим, на смертном одре — подступает к его сердцу», - отмечает автор статьи.
Вот это руководству Азербайджана жутко не понравилось. Тем более со страниц московского журнала. «Но тут вот еще что интересно. На весь Азербайджан выписывается только 2 экземпляра «Дружбы народов», в интернете журнал появился в конце января, а скандал разразился через считанные дни. Скандал начался прежде, чем роман прочитали. Чистый «Доктор Живаго» — спустя почти 60 лет! «Не читал, но осуждаю!»… Только здесь это еще обосновывается теоретически», - сказано в статье.
Автор приводит высказывание одного из азербайджанских депутатов: «Если кто-то, говоря «я не читал книгу Акрама Наибова (Айлисли — это псевдоним. — Л. Б.), не имею представления» или по другим причинам не хочет выражать свое отношение, то это люди без позиции, а у людей без позиции никогда не может быть места и роли в обществе. Тот, кто занимает неопределенную позицию, тот занимает такую же антинациональную позицию, как и Акрам».
Резюмируя, Леонид Баханов пишет: «Кстати, о Пастернаке. У Галича в посвященной ему песне есть строчка: «Как гордимся мы, современники, что он умер в своей постели». В смысле — не на нарах. Так вот. Думая о происходящем с Айлисли применительно к нашим реалиям, я все время вспоминаю эту строчку».
Panorama.am