Ситуация в Армении накаляется, несмотря на то, что победа президента Сержа Саргсяна была ожидаема. Количество протестующих в стране растет каждый час. Эксперты опасаются, не ожидает ли страну революция? Подробности читайте в материале «Кавказской политики».
Итоги выборов
На прошедших 18 февраля в Армении президентских выборах, как и ожидалось, победу уже в первом туре одержал действующий президент Серж Саргсян. Согласно предварительным данным ЦИК, он набрал 861 378 голосов (58,64%), а идущий вторым лидер оппозиционной партии “Наследие” Раффи Ованнисян получил 539 674 голоса (36,74 %).
На третьем месте экс-премьер, лидер партии “Свобода” Грант Багратян – 2,15%. Раненный в результате покушения 31 января Паруйр Айрикян набрал 1,23%, всю избирательную кампанию проведший в голодовке Андриас Гукасян – 0,57%, эпосовед Вардан Седракян – 0,42%, а экс-глава МИД НКР Арман Меликян – 0,24%.
Хотя международные наблюдатели и признали выборы соответствующими мировым стандартам, а лидеры ведущих мировых держав поздравили Сержа Саргсяна с победой, Раффи Ованнисян не признал итоги выборов, начав с 20 февраля проведение в центре Еревана митингов с требованием признания своей победы и передачи ему власти со стороны действующего президента.
С митинга в гости к президенту
Начав с 20 февраля митинги на Площади Свободы в Ереване, Раффи Ованнисяна заявил, что будет ждать там Сержа Саргсяна, который должен будет “передать власть народу”. Интриги добавляло и то, то на той же самой площади днем 1 февраля планировала провести свой победный митинг и правящая РПА во главе со своим лидером, президентом Саргсяном.
Однако в последний момент РПА решила отказаться от своего митинга, дабы зря не накалять ситуацию и не спровоцировать столкновение между ждущими на площади оппозиционерами и сторонниками президента.
Поняв, что президента на площади он не дождется, Ованнисян решил сам пойти к нему в гости, помня о заявлении пресс-секретаря Сержа Саргсяна, что тот готов в любой момент принять его. «Я сейчас иду к нему, чтобы найти выход из общенационального кризиса, противозаконного, противоправного, антиконституционного, в котором сейчас находятся наш народ и государство», – сказал Ованнисян своим соратникам после переговоров с сотрудниками полиции, проинформировавшими его о незаконности акции на Площади Свободы.
Как сообщила затем пресс-служба президента, в ходе встречи был обсужден широкий круг вопросов, касающихся президентских выборов и поствыборного периода, и Саргсян и Ованнисян подчеркнули важность осуществления всех процессов в рамках Конституции и законов.
Сам Ованнисян, продержав все общество в напряжении целые сутки, о подробностях своей беседы с президентом сообщил лишь на следующий день в ходе митинга. По его словам, он предложил президенту признать свое поражение на выборах или провести второй тур, а если не согласен на это, то хотя бы наказать фальсификаторов выборов и провести внеочередные парламентские выборы по 100% пропорциональной системе, однако на все предложения получил отказ.
“Революция приветствий”
Если митинги Ованнисяна в первые два дня собирали всего несколько тысяч человек, то митинг 22 февраля на Площади Свободы собрал уже примерно 20-30 тысяч. И на этом митинге лидер “Наследия” объявил о начале «революции приветствий» и проведении митингов по всей стране.
Что касается “революции приветствий”, то следует отметить, что всю свою предвыборную кампанию Ованнисян провел приветствуя и здороваясь с простыми людьми, что даже послужило поводом многочисленных шуток в его адрес.
Лидер «Наследия» подчеркнул, что движение будет мирным, они будут действовать в рамках закона, и он никому не позволит поднять руку на народ. По его словам, любой офицер, который направит солдат против народа, «будет отвечать перед ним и самим народом».
В тот же вечер в соцсетях начал распространяться призыв к студентам начать с понедельника бойкот уроков и присоединиться к движению Раффи Ованнисяна.
При этом на вопросы о том, что он будет делать, если власти все же не пойдут на уступки, Ованнисян не смог дать журналистам конкретных ответов, лишь заявив, что “заднего хода не будет”.
Ход конем от Дашнакцутюн
Однако самым большим сюрпризом митинга 22 февраля стало заявление о поддержке движения Ованнисяна одной из старейших армянских партий – Дашнакцутюн, которая особенно сильна в диаспоре. Это известие митингующие встретили одобрительными возгласами, скандируя «Миацум» (Единение)
Следует отметить, что сама Дашнакцутюн приняла решение не участвовать в президентских выборах, считая, что их исход предрешен.
Глава парламентской фракции Дашнакцутюн Армен Рустамян приветствовал собравшихся от имени АРФД, отметив, что Площадь Свободы уже несколько дней хотела увидеть Дашнакцутюн. «Мы здесь, мы пришли на этот митинг, мы рядом с вами, рядом с народом, который 18 февраля доказал, что его невозможно сломить», – сказал он, добавив, что Раффи Ованнисян стал воплощением надежды армянского народа на президентских выборах.
Рустамян подчеркнул, что стране необходимы радикальные изменения путем смены власти, и что Дашнакцутюн является сторонником борьбы конституционными методами. «Это движение в защиту избирательного права, за установление власти народа. Структуры Дашнакцутюн будут участвовать в планируемых Раффи Ованнисяном митингах по всей стране», – сказал он.
Помимо Дашнакцутюн, о поддержке Ованнисяна заявили и депутат от оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) Никол Пашинян, известный своими радикальными взглядами и любовью к митинговой борьбе, а также бывший кандидат в президенты Андриас Гукасян.
Пашинян призвал не идти ни на какие договоренности с властями и «ни в коем случае нельзя признавать Сержа Саргсяна президентом».
О присоединении к движению заявила и группа молодых общественных активистов, которая прославилась на днях, чуть не сорвав пресс-конференцию европейских наблюдателей на выборах. А известный армянский бард Рубен Ахвердян призвал митингующих “избавиться от волков, которые занимаются запугиванием и грабежом народа”.
Призрак 1 марта
Единственным обнадеживающим фактом в набирающем обороты противостоянии властей и оппозиции является то, что, по мнению большинство экспертов и политических деятелей, силового столкновения между властями и оппозицией наподобие кровавых событий 1 марта 2008 года не будет, и что сам Ованнисян в силу своего характера не пойдет на обострение ситуации.
Так, по мнению директора Института Кавказа, политолога Александра Искандаряна, сейчас динамика показывает принципиально другой уровень противостояния между властями и оппозицией. «Левон Тер-Петросян не ходил в гости к Сержу Саргсяну 21 февраля 2008 года, и на улицах стояли не одна, две или пять тысяч человек, а сто тысяч», – заявил он агентству “Новости-Армения”.
Он также добавил, что у лидера “Наследия” нет возможности оказать на власть серьезное давление, и нет никакого потенциала, чтобы раскрутить такой масштаб митингов, который привел бы к повторению мартовских событий 2008 года.
С Искандаряном солидарна и бывший депутат от «Наследия», первый омбудсмен Армении Лариса Алавердян, заявившая: «Зная Раффи Ованнисяна, я считаю, что столкновений не будет. Серж Саргсян также является человеком, настроенным на диалог».
Подтверждением их мнения является постоянные заявления Ованнисяна, что он намерен бороться с властями исключительно мирными методами. “Часы этого режима сочтены. Я хочу помочь этому режиму сделать переход мирным и конституционным. Я не пойду на кровопролитие”,- заявил он в телеэфире.
При этом Ованнисян добавил, что если все же произойдет дестабилизация ситуации, то это сделают власти, а не он.
История повторяется дважды
Вообще, говоря о новой митинговой активности оппозиции, воле или неволей приходят ассоциации с событиями пятилетней давности, когда оппозиция во главе с первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном также протестовала против результатов президентских выборов.
К счастью сейчас Раффи Ованнисян, строит свою кампанию на основе уважения к политическим оппонентам, подчеркивая ее исключительно мирный характер и недопустимость провокаций, а не на разжигании ненависти в обществе, как Тер-Петросян.
Да и президентом сейчас является любящий мирно договариваться Серж Саргсян, а не сторонник силовых методов разрешения конфликтов Роберт Кочарян, который вряд ли стал бы долго терпеть акции оппозиции.
Однако более важным являться другой вопрос – как еле набравший в мае прошлого года 6% Раффи Ованнисян, смог в феврале набрать почти 40% голосов? И это при том, что у Ованнисяна имидж “мягкого”, если не сказать слабого политика, а за спиной многочисленные внутрипартийные конфликты и грубейшая ошибка с союзом на парламентских выборах с партией “Свободные демократы”, что естественно не говорит в пользу его качеств лидера.
Даже с учетом поддержки Ованнисяна со стороны США (откуда он собственно родом), применяемых уже накатанных в других постсоветских странах технологиях обработки общественного мнения и вывода людей на улицы, в частности действующих благодаря различным западным грантам «общественных активистов», однако главной причиной являются внутренние проблемы страны, нынешняя тяжелая социально-экономическая ситуация.
Власть недооценила существующее в стране недовольство, нежелание людей мириться с кланово-олигархической системой управления страны, которая мешает развитию страны и решению существующих проблем. И даже отработанная до деталей система обеспечения результата на выборах с помощью административного ресурса и подкупа избирателей дала на этот раз сбой.
Поэтому люди приходя на избирательные участки и видя фамилии кандидатов, голосовали против властей, выбирая из того скудного списка кандидатов (чему значительно поспособствовала сама власть) самого адекватного – Раффи Ованнисяна.
И Серж Саргсян, который вряд ли уступит свое место Ованнисяну, должен прислушаться к общественному требованию перемен, произведя системные реформы в политической и экономической сферах.
Айк Халатян, http://kavpolit.com