Наверное, ни одна страна не смогла бы, даже при всех своих сверхмощных пропагандистских возможностях, так дискредитировать Россию в глазах общества Армении, как это сделали власти Армении и России своей бездарной политикой.
С началом Независимости российская политика в отношении Армении как будто была специально выстроена для того, чтобы подвергнуться дискредитации, и с каждым годом эта ситуация усугублялась. А в последние годы вообще превратилась в абсолютный позор. В первой половине 90-ых армяно-российские отношения, политика России в отношении Армении еще укладывалась в политическую логику, Россия еще пыталась на Кавказе преследовать политические, а не имперские цели. Однако, после победы неоимператора Путина внутри России окончательно исчезли последние огрызки российской кавказской политики, и Кремль стал проявлять классическое имперское поведение, не понимая одного, что в современном мире классический империализм не имеет будущего, и нужно зоны влияния создавать нужно привлекательными предложениями, взаимовыгодными технологиями. Но поскольку подобная элиты, способная понимать эти элементарные вещи, в российской верхушке власти отсутствует, то стратегия России превратилась в мародерство, что на Кавказе разрушило основы общественного мнения в Армении – в последнем бастионе доверия к России.
Возможно, в настоящее время в Армении Россия считается еще самой надежной и заслуживающей доверия, но это уже суть относительное преимущество, которое неизбежно тает и идет на спад, особенно среди молодого поколения. Ситуацию усугубило еще и то, что система власти в Армении стала стремительно деградировать, и эта система для России представляла собой не своеобразным тестом для измерения эффективности российской политики, посредством которого можно было получить обратную связь по тому или иному шагу в отношении Еревана, а будучи системой полного подчинения, полностью притупила чувства и ощущения у России, до полной потери чувствительности, и почти необратимо. Тем самым, Россия окончательно потеряла чувство меры в своих отношениях с Арменией, а власть Армении, измеряя все сквозь призму интересов самосохранения и самовоспроизводства, способствовала тому, чтобы Россия полностью перешла на беспредел.
Таким образом, сегодняшние армяно-российские отношения, по сути, не соответствуют интересам ни обществ, ни государств Армении и России, а удовлетворяют лишь тщеславие элит и узкогрупповые интересы власти. В таком случае, конечно, обществу Армении ничего не остается, как раз и навсегда отказаться от каких-либо стратегических отношений с Россией. И по факту, если мы имеем дело с Россией, у которой подобные качества, то на такой шаг нужно идти немедленно! Но проблема в том, что мы не можем абсолютно игнорировать российский фактор ни в регионе, ни в самой Армении, который за годы глубочайшей деградации армяно-российских отношений в Армении захватил огромные пласты. И если эти пласты полностью будут переключены на режим деструкции, то ситуация может стать просто взрывоопасной. А заточенная под имперское мышление российская правящая элита ни на минуту не будет задумываться перед тем, как весь этот ресурс переключить на режим деструкции, если Армения подвергнет стратегическому пересмотру свои отношения с Арменией. Но ведь у Армении другого выхода нет! Ведь эти отношения уже стали представлять для Армении не то, что краткосрочную или среднесрочную, а долгосрочную, экзистенциальную угрозу!
Таким образом, мы стоим действительно перед сложнейшим, даже тупиковым положением. С одной стороны, понимаем, что российский фактор уже истощает потенциал армянской государственности, но с другой стороны, за последние годы мы дали России связать себя многочисленными социально-экономическими и политическими удавками, и мы не можем позволить себе особой гибкости. В конечном счете, разрыв отношений с Россией, в стратегическом смысле, не может быть самоцелью. Более того, просто было бы глупостью отказываться от отношений с такой мощной региональной силой. Но Армении нужно иное качество отношений, объективно и России нужно, поскольку нынешнее качество отношений в обществе Армении не оставляет никакого другого осадка, кроме антипатии к России и русским. Армении необходима современная система отношений с Россией, основанных на взаимовыгодном, взаимоуважительном восприятии интересов обществ и государств, а не на темных сделках между властями. Пока что, если быть искренним, ожидания перемен по этой части беспочвенны. Главной задачей правящих элит как в России, так и в Армении является самовоспроизводство, и более широкие или емкие цели и лозунги с девизами остаются в декларативно-пропагандистском поле и не более того. А это значит, что при воспроизводстве опасные армяно-российские связи продолжат свою разрушительную поступь, будь то в образовательной сфере, экономической или политической сферах.
Казалось бы, военная сфера является исключением. Но недавно в России произошло нечто, что представляется весьма символичным: министерство обороны России отказалось от покупки танков, произведенных в самой России. Комментарии, как говорится, уже излишни.
Муса Микаелян, http://www.1in.am/