Заявление президента Армении Сержа Саргсяна о намерении страны вступить в Таможенный союз вызвало в стране огромный общественный и политический резонанс. Эксперты, политики, представители гражданского общества уже третий день подряд один за другим выступают с заявлениями, оценками, зачастую противореча как друг другу, так и самим себе.
О намерении Еревана вступить в Таможенный союз стало известно по итогам состоявшейся 3-го сентября встречи президентов России и Армении Владимира Путина и Сержа Саргсяна. Путин, в свою очередь, выразил готовность содействовать этому процессу. Ранее планировалось, что Армения в ноябре в Вильнюсе парафирует Соглашение об Ассоциации с ЕС.
Безопасность в первую очередь
Экс-депутат Национального собрания Армении, экономист Вардан Бостанджян на пресс-конференции в четверг отметил, что Армения в вопросе своей внешней политики, в первую очередь, руководствуется национальными интересами и, принимая решение о присоединении к Таможенному союзу, преследует одну цель – обеспечить безопасность Нагорного Карабаха, передает Tert.am.
«Возникающие после этого проблемы второстепенны», - сказал он, отметив, что принятое решение должно быть для всех понятным и приемлемым.
При этом, коснувшись вопроса о том, какие экономические убытки понесет Армения, присоединившись к ТС, Бостанджян сказал: «Мы, по сути, не можем создать группу товаров, которая представляла бы интерес для европейского рынка. Сейчас то, что мы создаем, может поглотить лишь российский рынок. У нас нет товаров, которыми мы могли бы привлечь Европу».
Что касается совмещения процессов присоединения к Таможенному союзу и подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, то экономист не стал ничего исключать, пояснив, что «все сильные стороны должны понять и не воспринимать болезненно то, что мы можем сотрудничать и с другими».
Доктор политологических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и истории права Армянского государственного педагогического университета им. Х.Абовяна Левон Ширинян также считает, что присоединение к Таможенному союзу укрепит безопасность Армении и Нагорно-Карабахской Республики, «этим также может воспользоваться армянское население Джавахка (армянонаселенный район Грузии)».
«Европа должна с понимаем подходить к данному выбору», - сказал он. Однако наряду с этим Ширинян придерживается мнения о том, что Армении нужно продолжать развивать европейский вектор. «Армения, прежде всего, должна думать о сохранении территории, и присоединение к данной структуре (ТС) дает такую возможность», – заявил он, пишет Panorama.am.
По словам политолога, вопрос станет ли Армения состоявшимся государством зависит от нее самой, а не от вступления в структуры ЕС или от отношений с Россией.
«Армения взяла курс в сторону Таможенного союза. Трудно сказать, снизился ли уровень суверенитета нашего государства в этом случае. Если у нас будет хорошая власть, то мы активно углубимся в данный политический процесс, как Казахстан и Беларусь. Это вопросы, которые зависят от нас», – заявил он на сегодняшней пресс-конференции.
Потеря суверенитета?
«Конституция Армении исключает полноценное членство Армении в Таможенном союзе. Устав ТС предусматривает наднациональный орган, согласно которому страны-члены ТС составляют единое таможенное пространство, то есть, именно этот наднациональный орган и решает всю таможенную политику на пространстве союза и регулирует внешнюю торговлю с третьими странами. В данных условиях Армения сталкивается с потерей суверенитета, что исключает нынешняя Конституция. Никакие изменения в Конституции не могут обеспечить легитимизацию вступления в ТС», - заявил руководитель центра «Согласие», экс-глава Министерства нацбезопасности Армении Давид Шахназарян, передает Panorama.am.
Объясняя, почему именно сейчас Россия «заставила» Армению принять решение вступить в ТС, Шахназарян отметил, что все нужно рассматривать в контексте сирийского кризиса, и накануне саммита G20 России нужно было совершить большой шаг против планов ЕС. «И этот шаг был осуществлен за счет Армении», - отметил он.
Последствиями вступления в ТС, по его словам, станет то, что вся внешняя политика Армении будет решаться в Москве, а в самой Армении, с одной стороны, расширится власть правящей партии, а с другой - за очень короткий период все свободы, возможности развития и деятельность гражданских институтов будут сведены до уровня, который есть в России.
Шахназарян подчеркнул, что не все еще закончено, и все политические силы страны, гражданские структуры и общественные организации должны объединить усилия, чтобы не допустить потери суверенитета Армении.
В свою очередь, депутат парламента Армении от фракции «Наследие», экс-глава МИД Армении Александр Арзуманян исключает вероятность частичного подписания Соглашения об ассоциации.
«Изменения в формате отношений между Арменией и ЕС возможны, однако это будет лишь временным процессом. Формата «и…и…» не может быть априори», - заявил он, передает «Арменпресс».
Накануне на официальном сайте ЕС было размещено заявление Еврокомиссии, в соответствии с которым, Соглашения об ассоциации и глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA) могут быть совместимы с экономическим сотрудничеством с членами Содружества Независимых Государств.
По словам Арзуманяна, ситуация, когда Армения три с половиной года вела переговоры с ЕС, а потом резко заявила о своем намерении войти в Таможенный союз, вызвало недоумение Европы.
«В данной ситуации Европа не может определиться, и поэтому в пресс-релизе было отмечено, что они готовы выслушать Армению. В первую очередь, откликнулись главы МИД семи стран, которые были инициаторами и переговорщиками с Арменией, заявив, что невозможно совместить Таможенный союз и Соглашение об ассоциации»,- отметил он.
Новости-Армения