Встреча президентов Армении и Азербайджана в ноябре прошлого года в Вене ознаменовала новый этап в процессе урегулирования карабахского конфликта. Стороны выразили готовность встречаться чаще и продолжать переговоры. В январе в Париже предусматривается встреча министров иностранных дел двух стран. До этого в эксклюзивном интервью агентству Арменпресс министр ИД НКР Карен МИРЗОЯН представил официальную позицию НКР по этому вопросу.
- Г-н Мирзоян, в конце прошлого года сопредседатели Минской группы ОБСЕ снова посетили регион и встретились в Степанакерте с Президентом НКР Бако Саакяном и с Вами. О чем на этот раз шла речь и какие ожидания Вы связываете с деятельностью сопредседателей?
-О последнем визите сопредседателей МГ ОБСЕ в регион и их встрече с Президентом НКР Бако Саакяном в рамках этого визита уже предоставлялась достаточная информация. Как всегда, в повестке был ряд вопросов, касающихся урегулирования азербайджано-карабахского конфликта и региональных процессов. Мы привлекли внимание сопредседателей к проявлениям агрессивной и деструктивной политики Азербайджана и необходимости их исключения, была также подчеркнута необходимость восстановления полноправного участия официального Степанакерта во всех этапах переговорного процесса.
- На каком этапе сегодня находятся эти переговоры и насколько они удовлетворяют Карабах и народ НКР?
- Безусловно, та ситуация, которая сегодня сложилась в переговорном процессе, не может удовлетворять Нагорно-Карабахскую Республику и ее народ. Арцах заинтересован в урегулировании конфликта и в установлении в регионе долгосрочного мира и стабильности, что, в свою очередь, даст возможность расширить и придать новый импульс происходящим в нашей стране процессам государственного строительства.
- Каким будет, на Ваш взгляд, 2014 год для процесса карабахского урегулирования, учитывая, что в январе предусматривается встреча министров ИД Армении и Азербайджана, а, в дальнейшем, и встреча президентов двух стран?
- Состоявшаяся в конце года встреча Алиев-Саргсян вселила определенные надежды на активизацию процесса урегулирования в плане установления мира и стабильности в регионе. Однако многое зависит от того, пожелает ли Азербайджан изменить занимаемую им деструктивную позицию. К сожалению, последние заявления президента
Азербайджана не очень воодушевляют и свидетельствуют о том, что власти этой страны пока не готовы отказаться от своих иллюзий и, трезво оценив ситуацию, внести положительный вклад в переговорный процесс. Неоднократно говорилось о том, что НКР должна вернуться за стол переговоров. Об этом неоднократно заявлял и президент НКР Бако Саакян в ходе встреч с сопредседателями.
- Какова позиция сопредседателей по этому вопросу и заметны ли позитивные сдвиги в этом направлении?
- Прежде всего хотел бы отметить, что, говоря о неполноценности переговорного процесса без непосредственного в нем участия официального Степанакерта, мы исходим из интересов урегулирования конфликта. Уверен, что все, кто знаком с сутью этого вопроса и происходящими процессами, понимают ту простую истину, что реального прогресса в процессе урегулирования можно достичь только с учетом существующих реалий и полноценного формата переговоров – при условии восстановления непосредственного и прямого участия Нагорно-Карабахской Республики во всех их этапах. Сегодня единственная проблема – это деструктивная политика Азербайджана, которая продиктована стремлением воспрепятствовать восстановлению переговоров в их полноценном формате.
- На каком этапе находится процесс международного признания Арцаха? Какие шаги предпринимает государство в этом направлении и насколько этот вопрос сегодня актуален?
- Международное признание Нагорно-Карабахской Республики – одна из основных задач нашей политической повестки. Этот вопрос является неразрывной частью внешнеполитического курса, намеченного Бако Саакяном, и в этом направлении ведется последовательная работа. Должен отметить, что с этой точки зрения, в частности, последний период характеризуется принятием в разных точках мира резолюций и заявлений в поддержку права народа Карабаха на самоопределение на уровне законодательных органов власти, установлением действенных связей на уровне общин, а также формированием групп дружбы. Уверен, что этот процесс и в нынешнем году будет иметь свое логическое продолжение и получит новый размах. Сегодня Арцах доказал миру, что он - состоявшееся государство и в состоянии проводить ответственную и активную внешнюю политику. Тот путь, которым Арцах идет сегодня, воспринимается и адекватно оценивается также во внешнем мире.
- Карабах — пока непризнанная республика, однако, имеет свои представительства в ряде стран. Каков регламент отношений с этими странами?
- Мы имеем дипломатические представительства в Армении и в ряде других стран, в том числе в странах-сопредседателях Минской группы ОБСЕ. Учитывая статус НКР как непризнанного государства, наши представительства пока лишены возможности действовать в качестве полноценных дипломатических миссий, однако в меру сил они последовательно занимаются своей работой, направленной не только на представление и защиту интересов Арцаха в данной стране, распространение объективной, достоверной информации о нашей республике, но и на привлечение определенных инвестиций в экономику нашей страны.
- НКР сотрудничает также с другими непризнанными странами. Сотрудничество по каким вопросам Вы считаете более эффективным?
- Мы поддерживаем действенные отношения с Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем. Периодически совершается обмен визитами и проходят разного уровня встречи. В частности, последние подобного рода контакты имели место во время торжественных мероприятий, посвященных 20-летию МИД Абхазии. Мы считаем важными эти связи не только потому, что это дает возможность быть в курсе происходящих в этих республиках процессов, но и позволяет обмениваться мнениям о путях и формах возможного сотрудничества.
- Многие критикуют Мадридские принципы, заявляя, что в этом документе есть пункты, которые не отражают каким-либо образом интересы Армении и НКР. Вы согласны с этим, и какие конкретно пункты Вы бы выделили?
- Говоря о мадридских принципах, необходимо учитывать, что разработка любых принципов – результат переговоров. Как я уже отметил, без полноправного участия арцахской стороны во всех этапах переговорного процесса трудно ожидать жизнеспособных решений.
- И последний вопрос, каким Вы видите решение этой проблемы? Исходя из наших интересов, какова, на Ваш взгляд, последняя «красная линия»?
- Для окончательного урегулирования конфликта необходимо сконцентрировать все усилия на разработке соответствующих механизмов и условий для мирного сосуществования сформированных в результате распада СССР и навязанной Арцаху противником войны двух новых независимых государств – Нагорного Карабаха и Азербайджана. Мы неоднократно заявляли, что для нашего народа свобода и независимость Арцаха — высшие ценности, и они не подлежат торгу.
"Азат Арцах"