Его только что номинировали на “Золотой глобус” за спортивную драму “Человек, который изменил все” с участием Брэда Питта. Среди фильмов, созданных по сценариям ЗАИЛЛЯНА — “Пробуждение”, “Миссия невыполнима”, “Ганнибал”, “Банды Нью-Йорка” и “Список Шиндлера”, за который он удостоился “Оскара”. В работе над одной из самых ожидаемых картин года, “Девушка с татуировкой дракона” Дэвида Финчера, без одного из самых дорогостоящих сценаристов Голливуда — американского армянина Заилляна — тоже, разумеется, не могли обойтись.
— Именем Финчера меня, собственно, и заманили на этот проект. Позже Дэвид признался мне, что согласился снимать картину, услышав, что сценарий пишу я. В общем студийные боссы использовали нас в качестве наживки друг для друга, — рассказывает Стивен.
— Вы учитывали его стиль, работая над сценарием фильма?
— Я писал его с уверенностью, что Дэвид сделает его визуально намного более выразительным. Знание того, что снимать будет человек его таланта, облегчало мою работу. Если мне предлагают писать сценарий для режиссера, который мне неинтересен, я, как правило, отказываюсь. Потому что ни с кем мне не работалось лучше, чем со Спилбергом, Финчером и Ридли Скоттом. С такими режиссерами я и хотел бы дальше работать!
— Вы читали “Девушку с татуировкой дракона” до того, как вам заказали сценарий?
— Нет, впервые я прочел ее, когда получил заказ. Тогда книга была уже очень популярной, в аэропортах все ею зачитывались! Но я читал ее не как обычный читатель. Я пытался вычленить из нее будущий фильм, понять, смогу ли вообще это сделать. Потом я еще несколько раз перечитывал роман — уже с чисто рабочими, механическими целями. В книге больше 600 страниц, но в первой сотне рассказывается предыстория сюжета, которую я сразу решил выбросить. На написание этого сценария у меня ушло меньше времени, чем обычно. Да и некогда было особо расписываться: я подписал контракт, когда у картины уже была дата выхода в прокат.
— А бывает так, что вы читаете книжку и понимаете, что кино из нее сделать нельзя?
— Не то чтобы нельзя, просто иногда я для этого не гожусь. Читаю — и понимаю, что ничего не смогу привнести, от меня далек этот материал. Но в данном случае все было не так. Я понимал, почему эта книга так популярна — в основе отличная история, в центре два интересных персонажа. Я чувствовал, что смогу с этим справиться. В фильме даже есть одно расхождение с романом и шведской экранизацией — чтобы поклонникам интересней было.
— А для удовольствия вы книжки читаете?
— Если мне приносят книгу и просят адаптировать ее для кино — для меня это работа. А так читаю, как все. И газету я открываю не потому, что собираюсь ее экранизировать.
— Вы были одним из продюсеров “Девушки с татуировкой дракона”, а в кастинге вы участвовали?
— Нет. И когда пишу, никогда не представляю себе реальных актеров. Мне это не нужно. Голоса моих героев приходят ко мне из головы. Поэтому когда я сам ставлю как режиссер, мне очень трудно подобрать актеров на роли. Для меня каждый персонаж девственен! На каждого я составляю список в 20 актеров, и ни один меня не устраивает!
— Когда-то вы сняли знаменитый фильм “В поисках Бобби Фишера”. А в одном из эпизодов новой картины Лисбет Саландер изучает книгу про Бобби Фишера!
— Это было в моем сценарии, но я был готов к тому, что Финчер это вырежет. Очень мило с его стороны, что он сохранил этот маленький привет мне!
Стивен Заиллян родился в семье армянских эмигрантов 30 января 1953 года в Калифорнии. В 1975 году окончил Университет Сан-Франциско. Дебютировал в качестве сценариста в 1985 году фильмом “Агенты Сокол и Снеговик”. Поставил в качестве режиссера три фильма — “В поисках Бобби Фишера”, “Гражданский поступок”, “Вся королевская рать”. На протяжении многих лет является одним из главных “сценарных докторов” Голливуда: Заилляну несут переписывать сценарии, когда в них что-то не ладится. Среди “вылеченных” им проектов — “Игры патриотов”, “Амистад”, “Спасти рядового Райана”.
"Новое время"