В национальной галерее третьего дня впервые предстала пред очи научных сотрудников картина, привезенная из Ростовского музея изобразительных искусств.
Ее автор Аким Ованесов (1887-1966), к сожалению, совершенно не знакомый в Армении. А художник замечательный. Родился он в Нахичевани-на-Дону, образование получил в знаменитом Пензенском художественном училище, где его учителем был сам К.Савицкий. Ованесов вернулся в родной город и занялся успешной педагогической деятельностью, стал одним из самых авторитетных художников Донского края.
В 1915 году в Нахичевани-на-Дону появились первые беженцы-армяне, спасшиеся от турецкого ятагана. Ованесова — совестливого и чувственного художника — поразили эти события. Вскоре он создал яркую и эмоциональную картину “Из века в век”, посвященную геноциду соотечественников в Турции. Ее судьба оказалась также вполне трагической: она надолго исчезла из поля зрения. К счастью, не навсегда. В 2013 году директор Национальной галереи Фараон Мирзоян поехал вызволять из Ростовского музея несколько картин из фондов нашей галереи, которые много лет, с советской поры, томились “в плену” после выставки. Там-то ему и сообщили о некой обветшавшей работе Акима Ованесова. Оказалось, это та самая исчезнувшая картина, которая доживала век в темном углу фондохранилища. Была достигнута договоренность о ее реставрации в Национальной галерее Армении.
...Когда развернули вал, на который была накатана картина, — ахнули. Холст имеет прорывы, повреждения, осыпи красочного слоя и множество других хворей. Но даже в таком состоянии было ясно, что Ованесов создал выдающееся произведение. Ровно 100 лет назад. С уверенностью можно сказать, что эта картина — одно из самых первых художественных отражений трагедии 1915 года. Кстати, в 1917 году Ованесов еще раз обратился к кровоточащей теме и создал одно из лучших своих произведений — картину “Мать”, на которой изобразил армянку, спасающую своего ребенка (на снимке). Этой работе повезло: она в целости и сохранности хранится в Ростовском музее.
Прибывшая из Ростова картина уже распластана на мраморном рабочем столе реставраторов и работы начались. Реставрация — процесс сложный и далеко не всегда нормируемый по часам и дням, но в любом случае колдовать над картиной закончат к апрелю. После чего она займет подобающее художественному раритету место в экспозиции, посвященной 100-летию геноцида 1915 года. Определенно она будет в центре внимания: произведений, созданных сразу же вослед событиям — считанные единицы. Потом она вернется в Ростов и, как было обещано, войдет в экспозицию Музея русско-армянской дружбы “Сурб Хач”.
Карен Микаэлян, "Новое время"