В последнее время много говорится о возможном вмешательстве России или российской армии в случае обострения ситуации в Арцахе. Многие, в основном далекие от войны люди, выдвигают вперед мысль о том, что если возобновится война, то Россия однозначно поможет нам.
Вставая в позу героя, они утверждают, что русские помогали нам в ходе прошлой войны, помогут и теперь. Естественно, я не владею всей информацией об армяно-российских межгосударственных и стратегических отношениях за весь период арцахской войны и не могу дать целостную оценку тогдашней роли России. Как участник войны я не отрицаю помощи, оказанной нам отдельными российскими солдатами и офицерами, и не отрицаю, что, во всяком случае, оружие и боеприпасы мы от них получили, но, тем не менее, должен сказать, что я не видел непосредственной помощи российской или советской армии. Между тем, помощь нашему противнику была неприкрытой и существенной. Я говорю это как непосредственный участник, как минимум, 3 крупных столкновений с советской армией, и дабы мое утверждение не звучало абстрактно, приведу некоторые подробности.
Муталибов, которого я считаю самым успешным президентом азеров, заинтересовав находившиеся в регионе подразделения советской армии, очень быстро сумел вовлечь их в свои планы, в результате чего, бросив свою непосредственную миротворческую или разделительную миссию, армия стала полностью служить Азербайджану. Без участия советской армии было бы невозможно осуществить чудовищную операцию «Кольцо», в одиночку азербайджанский ОМОН не смог бы изгнать армян из армянских сел Шаумян, Гадрут и Бердадзор, пленить множество армян и посадить их в азербайджанские тюрьмы, так как мы никогда не боялись воевать один на один с турками, опасность всегда возникала во время вмешательства армии. Подобное столкновение произошло в окрестностях Атерка.
После осуществления операции «Кольцо» подразделения советской армии попытались повторить то же самое в Мартакертском овраге, однако, нам, 17 ополченцам, в окрестностях Дрмбона удалось отбросить назад колонну, состоявшую из 18 БТР. Встретив сопротивление, они со страху отказались от дальнейших планов и активнее принялись за свое ежедневное занятие - похищение людей из армянских деревень. В августе 1991г. они похитили двух жителей Атерка, пытались и их посадить в азербайджанские тюрьмы. С целью пресечения этих действий мы вынуждены были напасть на подразделения советской армии, и, взяв в плен 32 человека, углубились в лес. Против нашего специального отряда в 63 человека (из 3-4 отрядов), которая в дальнейшем стала известна под названием «Парандзем», было выставлено 3600 солдат во главе, если я не ошибаюсь, с генералом советской армии Савиковым, 90 единиц боевой техники и 3 вертолета. Противник окружил село Атерк и окрестные леса и предъявил ультиматум: освободить пленных. Инцидент получил широкую огласку, и для его сглаживания ситуации в Атерк прибыли народные депутаты России Шабат и Смирнов, председатель московского комитета матерей. Это были дни ГКЧП, и Янаев позвонил председателю Верховного Совета Республики Армения Левону Тер-Петросяну с целью нахождения выхода из сложившейся ситуации. И по его поручению в Атерк прибыли Бабкен Араркцян и покойный Вазген Саркисян, а из Степанакерта – Серж Саргсян. В конце концов, путем переговоров мы обменяли пленных, и инцидент был мирно сглажен. Однако я убежден, что в противном случае армия была готова сравнять с землей Атерк и окрестные деревни, как сообщалось в ультиматуме.
Вообще в политике есть очень простая истина, которую, неизвестно почему, многие наши политики не хотят понять. Как в свое время Советский Союз, так и потом Россия, и вообще любая, уважающая себя страна совершает тот или иной шаг, исходя из своих государственных интересов. Когда российская военная база выводилась из грузинского города Хашури, русские, руководствуясь этим интересом, из одного склада продавали оружие и боеприпасы нам, а из другого – азерам.
На том этапе войны, когда сопротивление азеров было окончательно сломлено и освобождение еще 1-2 районов не составляло никакой трудности, именно вмешательство России помешало нашему продвижению. Здесь уместно вспомнить и 1915 год, когда русская армия, дойдя до Эрзрума, вновь исходя из своих интересов, вдруг отступила, оставив армян один на один с турками. И сегодня может повториться то же самое, и вовсе не надо удивляться или, тем более, сердиться из-за того, что Россия собирается продать Азербайджану зенитно-ракетные системы типа С-300. Эта торговля похожа на ту торговлю, которую вели русские солдаты советской армии, когда после взятия армян в плен и сдачи их азерам приходили и торговались с нами с тем, чтобы вернуть наших назад. Так что не исключено, что те же русские завтра в арцахском вопросе вступят в такой же торг с Азербайджаном из-за нефти, газа или другого фактора. Именно здесь, по всей вероятности, наши интересы и интересы русских не совпадут, исходя из этого, мы должны держаться в стороне от подобных сделок. В конечном счете, от нас хотят земли, а цена земли, особенно кровью освобожденной, дается только понимающему. С другой стороны, все, что у нас было, мы давно продали и сдали русским, и в этом плане нам не стоит тешить себя надеждой. Несмотря на все это, пусть не складывается впечатление, что я против углубления армяно-российских отношений или сторонник иной геополитической ориентации. Боже упаси! Просто я против того, чтобы в этих отношениях мы оказались в статусе вассала. Уже сегодня наши вопросы обсуждаются без нас. Решение о продлении деятельности российской военной базы в Гюмри на 49 лет - результат как раз этой психологии вассала. Как бы ни пытались представить это в качестве выгодной сделки, тем не менее, данное решение продиктовано российским интересом. Так что, нас должно интересовать не то, на какой шаг пойдет Россия или какая-нибудь другая страна, а то, что нам делать. Мы раз и навсегда должны понять, что если, не дай Бог, возобновится война, мы должны надеяться только на самих себя. В народе говорят: «Если есть ноготь, чеши свою голову».
Сейчас меня больше всего беспокоит вопрос о том, найдет ли наш народ, оказавшийся в условиях этой повсеместной несправедливости и беззакония, в себе силы взвалить на свои плечи еще одну войну. В годы войны наш народ с честью вынес голод и лишения, потому что сознавал, что тогда оружие, боеприпасы и топливо были важнее хлеба, а их никто нам просто так не дарил. Почему сегодня, после 16 лет мира, народ оказался в когтях голода и бед, почему в нашем окружении изо дня в день увеличивается число проституток, попрошаек и тех, кто копается в мусорных баках? Ведь вчера они были нашими полноценными гражданами: рабочими, ремесленниками, интеллигентами, а сегодня вдруг оказались в таком статусе. А в каком положении находятся воевавшие ребята-ополченцы?.. Есть кто-нибудь, кто интересуется, пытается помочь им выжить в этих условиях? Конечно, нет, в буквальном смысле слова нет, потому что, если бы таковые были, то не позволили бы духовно и физически сломить ополченцев, как это случилось у нас на глазах. Сегодня большинство из них не может решить даже проблему хлеба насущного, более того, после событий «1 марта» наша «правоохранительная» система, следователи любой ценой пытались добиться того, чтобы ополченец дал письменные показания против своего боевого товарища или командира. И когда своими подлыми и турецкими методами им удавалось достичь результата, то они открыто ликовали. Так бы ликовали только турки, обезглавив армян. Ну а судьи на основе всего этого судили ополченцев, бесстыжим образом произнося слова «во имя Республики Армения…», между тем, было бы уместно, если бы они говорили «против Республики Армения…». А те ополченцы, которые сумели не запятнать своего высокого звания, унаследованного от дедов-фидаи, и не сломались, сегодня либо находятся в тюрьмах, либо от неописуемых пыток превратились в полулюдей. Какова цель всего этого? Неужели этого заслуживали ребята, впервые за последние века одержавшие победу и расширившие границы нашей родины? Или вы считаете, что эти ребята больше не нужны? Запомните хорошенько, высокочтимые попрошайки: они своим делом обессмертили себя, они – история и гордость для грядущего поколения. Вы полагаете, что завтра в случае войны границы отечества будут защищать олигархи-толстошеи или пузатые чиновники, которые и во время прошлой войны занимались накопительством? Это вопросы, на которые нужно ответить, между тем, я отмечаю это с прискорбием, очень многие боятся даже говорить обо всем этом. Боятся, потому что потеряют хлеб насущный, не думая, что из-за сегодняшнего молчания их потомки завтра лишатся не только хлеба, но и родины. В конечном счете, ведь все мы ответственны за будущее наших потомков, и если мы хотим обеспечить для них хоть в какой-то степени ясное будущее, то немедленно должны пресечь низвержение нации в пропасть.
Для этого сейчас необходимо предпринять решительные шаги для восстановления социальной справедливости и внутриполитического согласия. Правда, сегодня одной из первоочередных проблем является противостояние внешнеполитическим вызовам, однако, прежде всего, необходимо решить вопросы нашей внутренней консолидации, единства и солидарности Армения-Арцах-Диаспора, так как внешний мир станет считаться с нами только в том случае, если мы выступим как сплоченная и демократическая страна. А в условиях столкновения интересов сверхдержав, стран региона мы еще можем занять особое место или достичь выгодной позиции. В противном случае катастрофа неизбежна.
Светлой памяти Спарапет говорил, что нет народа, который любил бы войну, но он не знает народа, который так ненавидел бы войну, в которой одержал победу. Вообще со временем история дает достойную оценку своим героям и предателям, но зачастую не при их жизни. Это в какой-то степени свидетельство армянской зависти, которая съедает нас изнутри, горькие плоды которой мы срываем на протяжении веков. Настало время изменить подходы и в этом вопросе. Так что не ищите нас среди мертвых, мы здесь, пока что рядом с вами…
Сасун Микаелян,
заместитель председателя о/о «Испытание духа», командир отряда «Сасун», политзаключенный
на ARMENIA Today