Сегодня, когда Стиву Джобсу исполнилось бы 60 лет, в статье пойдет разговор о его памятном выступлении в стенах элитарного университета, которое было последним и в котором он позволил себе выразить нечто большее, чем традиционные презентации революционной продукции ведущей компьютерной компании.
Как говорят, он никогда не был медийной персоной и давал только «рабочие» интервью, никогда не говоря о себе. Он трепетно относился к жене, детям и друзьям. Но даже с друзьями особо не делился деталями личной жизни.
10 лет назад, в 2005 г., на вручении дипломов выпускникам одного из лучших университетов мира - Стенфордского университета, он много упоминал о смерти. Его выступление включало три истории из его жизни.
Первая история была связана с тем, что он не оканчивал колледжа, бросил «Reed Collegue» после первых 6 месяцев обучения, но оставался там в качестве «гостя» еще 18 месяцев. При всем том, что его биологическая мать была молодой незамужней аспиранткой и она мечтала, чтобы он был усыновлен людьми с высшим образованием. Кстати, оказалось, что его приемная мать также не была выпускница колледжа.
Вторая история - это история о любви и потере. Ему повезло, что он ране нашел то, что любил по жизни делать. Стив Возняк и он в гараже его родителей основали «Apple», когда ему было 20, они усиленно трудились и через 10 лет «Apple» выросла из 2-х человек в гараже до двухмиллиардной компании с 4000 работниками. В эту историю попало то, что он был уволен в 30 лет. Это он считал публичным провалом и подумывал убежать куда-то подальше. Но что-то медленно стало проясняться в нем. Оказалось, что он еще любит то, что он делал. И он начал все с начала. Он охарактеризовал это так: «Бремя успешного человека сменилось легкомыслием начинающего менее уверенного в чем-либо». В течение следующих 5 лет он основал компанию «Next», другую компанию, названную «Pixar» и влюбился в удивительную женщиину, которая стала его женой. «Pixar» создал первый компьютерный анимационный фильм «Toy Story» и является теперь самой успешной анимационной студией в мире.
Позже «Apple» купил «Next», он вернулся в «Apple» и технология, разработанная в «Next», стала сердцем нынешнего возрождения «Apple». А Лорин и он стали замечательной семьей.
Третья история про смерть: «Когда мне было 17 лет, я прочитал цитату, что-то вроде этой: «Если вы живете каждый день, как будто он последний, когда-нибудь вы окажетесь правы». Цитата произвела на меня впечатление и с тех пор, уже 33 года я смотрю в зеркало каждый день и спрашиваю себя: «Если бы сегодняшний был последним в моей жизни, захотел бы я делать то, что собираюсь сделать сегодня?». И как только ответом было «Нет» на протяжении нескольких дней подряд, я понимал, что надо что-то менять».
Известие о неизлечимой болезни сильно изменило его подход к жизни. Годы, отведенные ему после обнаружения рака, он провел с неотступной мыслью о смерти, которую, впрочем, не раз называл стимулом в работе и жизни. Потому его выступление в Университете вспоминают не только как речь успешного бизнесмена, но и как слова духовного наследника, назвав его выступление «духовным завещанием». Он сказал:
«Сейчас новое - это вы, но когда-то (не очень-то и долго осталось), вы станете старым и вас очистят. Простите за такой драматизм, но это правда. Ваше время ограничено, поэтому не тратьте его на жизнь чьей-то чужой жизнью. Не попадайте в ловушку догмы, которая говорит жить мыслями других людей.
Никто не хочет умирать. Даже люди, которые хотят попасть на небеса, не хотят умирать. И все равно, Смерть - пункт назначения для всех нас. Никто никогда не смог избежать ее. Так и должно быть, потому что смерть, наверное, самое лучшее изобретение Жизни.
Она причина перемен. Она очищает старое, чтобы открыть дорогу новому. Мне безразлично, буду ли я самым богатым человеком на кладбище. Засыпать с чувством, что за день я сделал какую-нибудь потрясающую вещь - вот что меня интересует.
Не стоит расстраиваться, покидая жизнь. А вот если жизнь покинула тебя - стоит расстраиваться.
Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос. И самое главное - имейте храбрость следовать вашему сердцу и интуиции. Они каким-то образом уже знают, кем вы действительно хотите стать. Всё остальное вторично.
Память о том, что я скоро умру - самый важный инструмент, который помогает мне принимать сложные решения в моей жизни. Потому что все остальное - чужое мнение, вся эта гордость, вся эта боязнь смущения или провала – все эти вещи падают перед лицом Смерти, оставляя лишь то, что действительно важно. Память о Смерти - лучший способ избежать мыслей, что вам есть что терять. Вы уже голый. У Вас больше нет причин не идти на зов своего сердца. Гордость, страхи, обиды и неудачи - все они отпадают перед ликом Смерти, оставляя лишь по-настоящему важное.
Осознание того, что я в любой момент могу умереть - это главный инструмент, помогающий мне совершать важный жизненный выбор. Потому что почти все на свете: пассивное ожидание, гордость, страхи, обиды и неудачи - все они отпадают перед лицом Смерти, оставляя лишь по-настоящему важное.
Помнить о Смерти - это самый лучший способ избежать ловушки, в которую вас загоняют мысли о том, что вам есть что терять. Вы уже все потеряли. Нет никаких причин не следовать зову своего сердца. Вероятно, Смерть - это лучшее изобретение жизни».
И как тут не сказать: легендами не рождаются, легендами становятся. Мир еще долго будет ждать подобного гения.
P.S.: В год столетия Геноцида армян в Турции не помешает напомнить и о визите Стива Джобса в Турцию и рассказе об этом турецкого гида Асиля Тунчера, вызвавшем в Турции переполох. Тунчер отметил, что когда они вошли в здание Айа-София и он начал рассказывать, что вначале это была церковь, а потом ее превратили в мечеть, Стив Джобс задал вопрос: «Вы, мусульмане, что же вы сделали со столькими христианами?». Гид не успел и слова сказать, как Джобс продолжил: «Вы подвергли геноциду полтора миллиона армян, расскажите как это было». Отрицания турецкого гида еще более разгневали Стива Джобса, который на день раньше уехал из Турции, не промолвив ни слова с гидом и оставив его руку висеть в воздухе. Отметим также, что его приемная мать - Клара Акопян, в США эмигрировала из Малатии после Геноцида армян.
Юрий Цатурян, Нью-Йорк (США)