Мы информировали читателей о новых археологических раскопках в некрополе урартского (Араратское царство) города Тейшебаини - Кармир блура (VII в. до Р.Х.). Очередной интерес к этому памятнику был вызван строительством дороги, которая по Генплану должна соединить Аргаванд и ул. Шираки.
Строительство осуществляется в рамках важнейшей инвестиционной программы устойчивого городского развития на средства Азиатского банка развития совместно с мэрией Еревана. Так получилось, что 6-полосная трасса длиной в 1300 метров проходит по территории некрополя и должна быть завершена в 2016 году.
Первые разведочные раскопки после уборки мусорного завала показали перспективность дальнейших раскопок и исследований. Когда-то он был обширнее, но в 70-80-х гг. часть территории отхватило Чарбахское кладбище. Та часть, что остается под дорогой, занимает площадь 250х30 метров. Раскопки проводит экспедиция Центра историко-культурного наследия при Минкультуры, руководимая ученым-археологом Акопом Симоняном.
“Мы проводим непрерывные раскопки с 1 июня по 1 декабря и вскрыли почти 200 погребений жителей урартского Тейшебаини. Это уникальный случай, когда выявляется некрополь целого города, причем одного из крупнейших городов Древнего Востока. Тейшебаини исследовали в 1939-1975 гг. ученые Эрмитажа и АН Армении и почти целиком открыли цитадель - это один из наиболее исследованных центров Урартского государства. Предполагается, что здесь проживали около 10 тысяч человек, а цитадель и городище занимали 40 гектаров. Мы хорошо знаем Тейшебаини, но почти ничего о погребениях, в то время как они очень важны для реконструкции мировоззрения, религиозных обрядов, мифологии, этнического состава города. При основании Эребуни, известно, из Тупани (Цопк) были переселены 6600 воинов с семьями. То есть жителями Эребуни были переселенцы. А кто жил в Тейшебаини? Письменных источников нет и достоверный ответ дают погребения”.
Экспедиция Акопа Симоняна за шесть месяцев обнаружила в погребениях около тысячи скелетов жителей Тейшебаини. Все они бережно хранятся в фондах центра, и Симонян лелеет надежду, что когда-нибудь у нас будет музей-институт антропологии и эти бесценные свидетельства национальной истории будут всесторонне исследованы. А пока центр ищет научных партнеров на предмет изучения находок.
“25 образцов отправлены в Копенгаген в знаменитый научный центр, где, в частности, занимаются ДНК. Вторая коллекция образцов отправлена в Калифорнийский университет, лаборатория которого имеет самое современное в мире оборудование. Также есть договоренность с лабораторией в Аделаиде (Австралия), которая очень заинтересована в проведении исследований зубного камня тейшебаинцев. Камень позволит узнать место рождения человека, его пищу. Точные науки дадут возможность определить, местное ли было население города или приезжее”, - говорит Акоп Симонян. Археологи наши огромное количество ценнейших артефактов, в частности характерные для урартской культуры керамические изделия, оружие, в основном из железа - наконечники копий, дротиков, стрел, а также бронзовые стрелы. Найдены удила, украшения из бронзы: гривны, браслеты, серьги, фибулы, перстни. Много бус из агата, оникса, сердолика, кости и разноцветного стекла. Даже из “египетского фаянса”. Отдельными бусинами украшены браслеты и ожерелья. “Самое главное - почти все украшения сохранились на своих местах, как их носили. Так что можно воссоздать облик урартских, точнее - тейшебаинских граждан”, - продолжает археолог.
Найдены нагрудные воинские знаки отличия как бы тогдашних офицеров - бронзовые пластины с рельефным орнаментом. Среди важнейших находок - три печати. На цилиндрической печати выгравирован крылатый единорог (грифон), древо жизни и восседающий на троне бородатый мужчина. Перед ним - алтарь с котлом и сияющая звезда. Типично урартская тематика, но чрезвычайно искусно выполненная.
Шесть месяцев, отведенные археологам, исчерпаны, но по расчетам Акопа Симоняна осталось еще несколько десятков могил. Раскопки продолжатся весной, потребуется еще 1,5-2 месяца. Новый срок согласован с мэрией и Азиатским банком, которые любезно пошли навстречу археологам.
“Я полагаю, что жители Тейшебаини были сугубо местными людьми. В пользу этого говорит то, что в погребальном обряде заметны характерные признаки местных обрядов периода раннего железа, а также очень много чернолощенной керамики, характерной для этого места. Определенно это аборигены, издревле здесь живущие. Они наши предки. Это значительное открытие, совершенное благодаря строительству дороги. Если бы не дорога, не убрали бы горы строймусора, не выявили бы некрополь. Мэрия сослужила добрую службу и помогла открыть новую страницу национальной истории. Новые раскопки на Кармир блуре заинтересовали зарубежных историков, занимающихся Древним Востоком”, - подытожил Акоп Симонян. Он более чем доволен проделанной работой. Ведь кроме прочего экспедиция была хорошо организована, участвовали ереванские студенты, волонтеры из Америки, Франции и России, трудились до 80 рабочих. Не говоря уже о 8 археологах. Работали все в самое пекло, в тончайшей как цемент пыли, но это ничто в сравнении с замечательным научным результатом. Это, по словам Симоняна, одна из крупнейших экспедиций на Переднем Востоке. Остается пожелать столь же успешного продолжения работ. Парад артефактов будет продолжен. Однако основные научные исследования еще впереди.
Карен Микаэлян, "Новое время"