Париж для нас неразрывно связан с Эйфелевой Башней, Берлин – с Бранденбургскими воротами, а Лондон – с Биг-Беном. И, оказавшись в этих городах, мы сразу же оглядываемся по сторонам: где же эти столь важные для нас городские символы? Так и Нью-Йорк неотделим от Статуи Свободы.
В 1834 г. во французском городке Кольмар в довольно состоятельной буржуазной семье родился Фредерик Огюст Бартольди, будущий автор знаменитой Статуи Свободы.
В 50-60-х годах XIX века Фредерик Бартольди отправился в путешествие по Египту и Востоку. Пирамиды, Сфинкс, Луксорский храм и огромные скульптурные изображения поразили и очаровали его. И Фредерик загорелся идеей также создать нечто грандиозное.
Когда в 1869 г. сооружение Суэцкого канала приближалось к завершению, Бартольди стало известно, что правительство Египта собирается установить маяк в его конечной части у выхода в Средиземное море в районе Порт-Саид, у него появилась своя идея, от которой отказались власти Египта из-за финансовых соображений.
Приближалась круглая дата – столетие принятия Декларации Независимости Соединенных Штатов. Отметим, что в то время идеи республиканской Америки были особенно близки французам. И поскольку предполагалось, что к такой знаменательной дате американцы захотят возвести у себя соответствующий памятник – то возникла идея сделать это совместно. Естественно, что к этой работа был подключен и Фредерик Бартольди. А у него, как известно, уже были определенные идеи. И он занялся переработкой своего «Суэцкого проекта». В первую очередь он постарался придать фигуре определенную динамику.
Тогда в Париже была широко известна картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ», на переднем плане которой изображена прекрасная женщина с трёхцветным республиканским флагом в правой руке и ружьем со штыком в левой, стремящаяся сквозь пороховой дым шагнуть на баррикаду.
Вот эту устремленность вперед, к цели и постарался передать Бартольди в своей новой работе. В вытянутой вперед правой руке – факел, освещающий путь, а в левой – своеобразные скрижали с датами подписания Декларации независимости Соединенных Штатов и взятия Бастилии, нанесенные римскими цифрами.
Но самое главное – лицо. В образе Свободы Бартольди изобразил свою мать. Ведь для создания цельности образа французскому скульптору нужна была не просто красивая Женщина или рафаэлевская Мадонна с материнской нежностью и тревогой за судьбу ребенка, а решительная и целеустремленная женщина, соответствующая образу Либертас. Именно такой и была его мать – Шарлотта Бейсер.
Пока Бартольди прорабатывал техническую сторону этого проекта, на высшем уровне решались его организационные вопросы. В конечном итоге было принято решение о том, что к столетней годовщине принятия Декларации независимости Соединенных Штатов, французская сторона преподнесет Америке в дар Статую Свободы и организует ее изготовление, доставку и установку.
В обоих государствах были созданы комитеты по организации сбора средств. Во главе французского комитета стал никто иной, как Фердинанд Лессепс, а американский комитет возглавил юрист Уильям Эвартс.
Самым серьезным при возведении сооружения такой высоты и мощи стало решение проблемы его прочности, жесткости и устойчивости. Но привлеченный позднее к этим работам знаменитый конструктор Эйфель (в последующем автор Эйфелевой башни) со своими сотрудниками предложил иную схему.
Единственный вопрос, который был окончательно решен – это выделение места под строительство. После визита в Нью-Йорк самого Бертольди, местом строительства был окончательно выбран военный форт Вуд на острове Бедлоу.
Для того чтобы хоть как-то расшевелить американцев, Бартольди на Всемирную Выставку в Филадельфии привез модель статуи и ее деталь – руку с факелом в натуральную величину. Зрители не особо одобряли проект.
Создалось впечатление, что этот проект уже никогда не будет реализован, а готовые изделия так и останутся ржаветь в Париже. И тут совершенно неожиданно в этой истории появилось новое действующее лицо. Это Джозеф Пулитцер – американский журналист, газетный владелец, в том числе и популярной «The New York World». Человек, которому в конечном итоге, США обязаны символом своей страны.
Сооружение пьедестала, разработанного американским архитектором и скульптором Ричардом Морриссом Хантом, было начато 5 августа 1885 г., а завершено 22 апреля 1886 г.
При этом следует отметить, что Франция официально преподнесла Статую Свободы послу США 4 июня 1884 г., после чего она была полностью собрана в Париже и выставлена на всеобщее обозрение.
В 1885 г. на военном фрегате «Изер», статуя, разделенная на 350 частей и упакованная в 214 ящиков, была отправлена в Нью-Йорк. Сборка ее на пьедестале заняла еще 4 месяцев. И наконец, 28 октября 1886 г. с десятилетним опозданием, Статуя Свободы была торжественно открыта Президентом США Гровером Кливлендом.
Собравшиеся гости с нетерпением ждали того момента, когда огромное полотно, составленное из цветов французского флага будет снято Бартольди со статуи, и перед всеми во всей своей красе предстанет эта восхитительная золотисто-оранжевая женщина с факелом в вытянутой руке (нынешний зеленоватый цвет патина окрасит скульптуру значительно позднее).
Погода в тот день стояла пасмурная и дождливая, и фейерверк решили отменить. Но многочисленные гости и делегации с восторгом приняли салют из 21 залпа.
Так, 130 лет тому назад отпраздновали возведение 46-метровой Статуи Свободы. Как и мечтал Бартольди, она на 10 метров превысила легендарного Колосса Родосского.
Вспоминая об этом событии, мы должны отдать дань памяти и его главным героям. Не забывать о том, что возведение монумента могло бы вообще не состояться, не прояви энтузиазм, энергию и настойчивость знаменитый Джозеф Пулитцер. А также помнить о замечательной поэтессе Эмме Лазарус, навечно прославившей этот легендарный памятник в своем знаменитом сонете, строки из которого высечены на постаменте статуи:
…А мне отдайте из глубин бездонных
Своих изгоев, люд забитый свой,
Пошлите мне отверженных, бездомных,
Я им свечу у двери золотой!
Вот так это начиналось… И даже сегодня, отправляясь по делам на пароме в Статен-Айленд, вы не можете удержаться и не подойти к борту корабля, чтобы понаблюдать за тем, как медленно он приближается к острову со стоящей на нем Статуей Свободы.
Юрий ЦАТУРЯН, Нью-Йорк