Видный политический деятель Первой Республики Ваан Минахорян родился в 1884 году в Гандзаке в бедной семье. После окончания школы юноша приезжает в Баку, намереваясь продолжить образование, но активно включается в общественную жизнь. По поручению Левона Тадевосяна ("Папаша") основывает подпольную типографию АРФ "Дашнакцутюн". Некоторое время разделяет идеи этой партии, затем переходит в стан социалистов-революционеров.
ПОСЛЕ СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ В ТИФЛИССКОЙ ШКОЛЕ НЕРСИСЯН, МИНАХОРЯН в 1906 году поступает в Московское коммерческое училище. За участие в съезде эсеров в Баку в 1908 году попадает в тюрьму, а оттуда - в ссылку в Сибирь. Ему удается бежать весной 1909 года. После чего по подложным документам Минахорян переезжает в Турцию и по протекции известного деятеля АРФД Ростома работает в армянской школе Самсуна.
В 1915 году вместе с другими армянами подвергается депортации, становясь очевидцем страданий нашего народа. Ему удается избежать гибели, вернуться в Самсун и через некоторое время с помощью консула Ирана перебраться морем в Россию, а оттуда в Армению.
Ваан Минахорян принял деятельное участие в политической и общественной жизни Первой Республики, был назначен министром просвещения и искусства в ноябре 1919 года. В феврале 1921 ведал вопросами продовольствия в Комитете спасения С.Врацяна. После подавления восстания оказался в Иране, оттуда переехал в Прагу, затем в Белград, где и умер в 1944 году.
Минахорян - автор воспоминаний, отражающих его бурную деятельность: "1915-й год", "Дни нашей жизни". Он также записал и обработал воспоминания Согомона Тейлиряна, сохранив для истории важнейшие детали подвига армянского мстителя, застрелившего в Германии одного из главных организаторов Геноцида армян Талаата.
Предлагаемые вниманию читателя фрагменты воспоминаний Минахоряна посвящены судьбе оставшихся после Геноцида в Турции армянских детей.
Армянские сироты
Я мог бы многое рассказать об армянских сиротах, но боюсь выйти за рамки данного доклада. Должен признаться, что не могу писать спокойно...
ИХ ОЧЕНЬ МНОГО, НЕ ЗНАЮ СКОЛЬКО, И НИКТО НЕ ЗНАЕТ. РАЗБРОСАНЫ ПОВСЮДУ: от Алеппо до Самсуна, от Трапензуда до Полиса. Это целый новый народ малолетних, народ бродяжек с неопределенным языком и верой. Весьма осторожный и недосягаемый, преисполненный пессимизма и одновременно весьма деятельный, легко приспосабливающийся, безропотный. В ком-то эгоизма больше, в ком-то хрупкости.
Их можно условно разделить на две группы. Несовершеннолетние - от 6 месяцев до 6 лет, и совершеннолетние от 6 до 12 лет. Первые исчезли, вторые влачат кое-где жалкое существование. Местные власти через некоторое время после погромов и ссылки, заподозрив, что у греков могли укрыться в большом количестве дети армян, под страхом смерти приказали сдать их. Сдали. Считаю своим долгом заметить, что многие греки ценой лишений оставили этих детей и содержат их до сих пор. Но были и такие, что посреди улицы укладывали 6-месячных армянских младенцев. Только по Самсуну количество таких малышей составило порядка 500. Их собрали в одном просторном помещении под охраной жандарма. Относительно старшие (как они сами рассказывали) хотели прыгнуть со второго этажа, чтобы не становиться "детьми турок", но испугались высоты и принялись успокаивать самых маленьких, которые постоянно плакали.
Потом начинался аукцион. Предпочтение отдавалось девочкам после тщательного изучения состояния здоровья. Их "усыновляли", чтобы потом использовать в работе. Через 2 недели от этих 500 остались 50 сирот, главным образом больных, из самых маленьких. Их отправили в больницу. По пятницам, когда турчанки приходили забирать сирот, все они, старше 3 лет, знали об этом и прятались, где могли. Я это все видел сам. Дети сопротивлялись. Одну 6-летнюю девочку не смогли обуздать и утащить с собой 2 турчанки. Ушли. Через полчаса пришел здоровенный их муж и забрал потерявшую сознание девочку. Присутствовавший при этом турецкий врач был расстроен происходящим, но не вмешался. Вскоре сирот в больнице не осталось. Кроме маленького Тирана, очень смышленого и красивого ребенка, который принадлежал директору больницы. Но мальчик заразился и умер.
Вышеуказанные факты помогут составить представление о том, что случилось с теми армянскими детьми, которые не стали сразу жертвами погромов и ссылок.
Потом, когда жить стало труднее, "усыновленные" армянские дети опять оказались на улице, образовав тот самый "народ", о котором я упоминал. Только несовершеннолетние уже исчезли, а дети 10-12 лет продолжают мыкаться на улицах, притворяясь турками, греками, чтобы выпросить милостыню, из-за которой нередко происходят драки. В последнее время у них появились греческие соперники, прошлой зимой многие умерли на улицах, перед закрытыми дверями...
Сиротские дома
Кроме Полиса, нигде больше приютов нет. Правда, в какой-то момент американцы работали в этом направлении, содержали в подведомственных им школах спасшихся от погромов школьниц-армянок, но после вступления Америки в войну с этим было покончено.
В ПОСЛЕДНИЕ ПОЛТОРА ГОДА БЫЛИ ОТКРЫТЫ ТУРЕЦКИЕ СИРОТСКИЕ ДОМА. Оставшуюся в живых часть армян разместили там, но не всех. В этих заведениях чувствовалось стремление ассимилировать армян, впрочем, не везде. Потому что бюджет был скудный и армян просто выгоняли . Сейчас очень трудно отличить армянских и греческих сирот от турецких. Сами наши дети отрицательно относились к приютам.
Помню, как один восьмилетний мальчик все убегал оттуда, а жандарм водворял его на место. Ненависть к приютам объяснялась не столько жестоким обращением, сколько тем, что детей там исламизировали.
Трое учеников, Маргар, Мисак и Аветик возрастом от 8 до 12 лет, измученные голодом, приходят в приют, но в тот же вечер, когда наступает время намаза (молитвы), убегают в сиротской одежде. Начальство обращается в полицию, те ищут беглецов повсюду. Дети по 5-6 месяцев прячутся в греческом селе, потом вынужденно возвращаются.
Однако те армянские дети, которые приняли ислам и смирились со своей судьбой, стали занимать в приютах видное положение: скажем, объявляли о времени намаза, становились десятниками, дежурными, руководили при исполнении песен (в том числе об армянских погромах).
Подготовила Алвард ГАЗИЯН, "Голос Армении"