На вопросы "Голоса Армении" в канун Дня армянской армии отвечает российский публицист, кандидат юридических наук Денис Дворников.
- Г-н Дворников, армянской национальной армии Третьей Республики 25 лет. Объективно это не слишком большой срок, и если государство живет мирно и спокойно, то создать боеспособную армию за четверть века практически нереально. Но у армянской армии не было времени на раскачку в условиях навязанной Азербайджаном войны - нужно было сконцентрироваться, чтобы противостоять агрессору. В чем, по-вашему, плюсы и минусы столь быстрого взросления?
- Действительно, армия создавалась в рекордные сроки. Главные плюсы, если так можно выразиться, - это победа, это независимость Арцаха. Если бы не армия, у нас не было бы возможности приезжать в Степанакерт, Шуши, общаться с прекрасными людьми, строить планы, придумывать проекты. Армянская армия создавалась, образно говоря, всем миром. Силами жителей Армении, при поддержке диаспоры, а также тех, для кого важно, чтобы в Закавказье сохранилась наша общая христианская культура. Армия стала стержнем, вокруг которого развивается армянское общество. У молодых людей формируются правильные ценностные ориентиры. Очень хорошо, что Вооруженные силы Армении и Арцаха смогли в такой короткий срок не просто состояться как политическая и военная сила, но стать самой боеспособной армией Евразии. По опыту, по духу, по нравственному состоянию. Есть и минусы, конечно. Любое форсированное развитие - это путь проб и ошибок. Это лишние потери. Это надрыв для общества и экономики. Но другого пути не было. История не дала Армении шанса спокойно и методично развивать свои войска в течение десятилетий, постепенно формируя воинские традиции. Да и возможно ли такое в принципе? Если только на необитаемом острове.
- Армию часто называют зеркалом общества. Вы согласны с подобным утверждением? Если да, то что же отразилось в этом зеркале в дни апрельской войны как для нас, армян, так и для агрессора, вероломно нарушившего режим перемирия?
- Армия - это люди, это неотделимая часть общества. Как и церковь или полиция. Естественно, что она отражает и хорошие черты, и дефекты. Думаю, что хорошее перевесило. Апрельская война была выиграна мальчишками, которые не щадили себя. Конечно, важную роль сыграли и командиры, и среднее звено офицеров, которые брали ответственность, не терялись, действовали самоотверженно. Эти качества присущи армянам. Но, как мы все знаем, были и неприятные эпизоды. Проблемы со снабжением. Война выявила определенный круг представителей генералитета, которые увлеклись личным обогащением вместо того, чтобы укреплять позиции. И это, к сожалению, не стало каким-то шокирующим открытием. Потому что и в самом армянском обществе есть люди, которым деньги заменили совесть и сострадание. В каждой стране и нации есть такие. Но, конечно, воюющая страна не может позволить себе роскошь откармливать генералов за счет солдат на передовой. Уверен, что выводы уже сделаны и новый министр обороны, новый кабинет правительства смогут устранить этот опасный дефект армейского организма.
- Дереник Демирчян в своем историческом романе "Вардананк" писал: "Для армян смерти не существует, если они решили идти на подвиг…" Есть ли, по-вашему, у таких понятий, как героизм и подвиг, национальные черты и что отличает, на ваш взгляд, армянского солдата, армянского воина?
- Апрельская война ярко показала, что есть этот самый дух героизма. И такое отношение к своей Родине впитывается с молоком армянской матери. Кристаллизуется на генетическом уровне. Как я уже сказал, апрельские бои выиграли молодые ребята. А что они в жизни успели увидеть? Не думаю, что они все поголовно читали Демирчяна или Астафьева. Но в этих пацанах на расстоянии чувствуется совершенно античная доблесть. Я давно называю Армию обороны НКР последней античной армией мира. И такое поколение вселяет надежду. Один армянский новобранец по духу и храбрости стоит как минимум вражеского взвода. Но это не значит, что этих ребят нужно кидать в пекло боя. Каждый солдат - национальное достояние. Его нужно беречь.
- Развитие армии закономерно зависит от социально-политического, общественного, экономического развития страны в целом. Однако недавно со стороны министра обороны Армении Вигена Саркисяна была озвучена принципиально иная концепция, заключающаяся в том, что именно армия должна стать "локомотивом развития экономики и государственного строительства". Насколько данный подход актуален и реален для государства в современном мире вообще и для армянского государства в частности?
- Современная армия - это технологии, это большая социально-экономическая машина - начиная с ВПК, заканчивая инфраструктурой по жизнеобеспечению. Деньги, которые предусмотрены на армию, должны не только идти на ее развитие, но и помогать появлению новых предприятий, занятости населения. Например, солдаты должны быть обеспечены качественным питанием. На это идут государственные средства. Но эти средства должны дойти не только до бухгалтерии конкретной воинской части, но и до местной пекарни, которая привозит в столовую лаваш. И до фермера, который привозит на склад картошку со своих полей. Я, конечно, упрощенно иллюстрирую. В Армении сегодня работа есть не у всех. Но при вдумчивом построении военной экономики развитие армии способно дать импульс не только высоконаучным производствам, но и малому бизнесу, аграрным предприятиям и т.д. Мне кажется, что это должно стать чем-то вроде национального проекта. У каждого должен быть шанс стать поставщиком армии. И это должно стимулировать к производству самого лучшего товара. Быть чем-то вроде "знака качества".
- Какой вам видится армянская армия в следующие 25 лет в контексте ее государственной, национальной (армия - нация) и региональной роли?
- Нужно двигаться к развитию высоких военных технологий. Беречь личный состав. Использовать технику там, где это только возможно. При этом нужно развивать собственные уникальные технологии, чтобы не впадать в зависимость от зарубежных поставщиков. Армянский народ богат изобретателями, уникальными инженерами. Здесь есть свои научные традиции, и я бы применил такое словосочетание, как "особая интеллектуальная порода". Она проявляется не у всех народов. И это уникальное преимущество. Но, конечно, мне бы очень хотелось, чтобы армия Армении и Арцаха больше тренировалась, чем воевала. Была гарантом мира, а не участником никому не нужной войны.
Зара Геворкян, "Голос Армении"