15 декабря в Дагестане успешно, в формате торжественного мероприятия, прошел очередной акт османизации региона. За последние десятилетия процесс этот приобрел особый размах. Неоосманский тандем – Турция и Азербайджанская Республика – проводят работу слаженно, прямолинейно, не встречая особого сопротивления властей – ни местных, ни центральных, одним словом – чувствуют себя вольготно на российской земле. Тихое, но всевозрастающее негодование заметно, пожалуй, только в среде местной интеллигенции из числа коренных народов Дагестана, зачастую сталкивающихся с проблемами сохранения собственных культур и при этом беспомощно наблюдающих агрессивную экспансию чужаков, причем направленную исключительно против российской государственности.
Отслеживая отнюдь не опосредованную – минуя Москву – работу Баку с отдельно взятым российским регионом, нельзя не удивляться: неужели на территории Дагестана так гармонично сошлись интересы государства российского с интересами уже даже не очень нефтяного султаната? Серьезное влияние Азербайджана на кадровую политику в российском регионе при однозначной ориентированности на Баку дагестанских азербайджанцев и при этом – маргинализация наиболее пассионарных и подготовленных представителей коренных народов Дагестана. Переименование с подачи Баку центральной улицы в Дербенте в честь «отца азербайджанской нации» Гейдара Алиева, воспринятое местными лезгинами как оскорбление национальных чувств: вместе с остальными автохтонами Азербайджана они вот уже столетие испытывают на себе преступную политику жесточайшей ассимиляции и преследований, достигших апогея именно в период правления Гейдара Алиева… И при этом – передача Россией в 2011 году двух приграничных лезгинских сел «братскому Азербайджану» – акт, превративший коренное местное население в чужаков и беженцев на родной земле…
С недавних пор особой болевой точкой в Дагестане стала проводимая на государственном уровне политика вымывания из учебных программ родных языков, столь актуальных для пестрого ареала. В ракурсе Северного Кавказа особый драматизм придает этому процессу тот факт, что происходит он на фоне ползучей языковой тюркизации (читай азербайджанизации) целых районов – распространения «сладкозвучного турки», этого бойкого соперника языков и диалектов автохтонов в обширном регионе – от североиранских провинций до юга России. О, этот некогда «комфортный» язык базара и социальных низов! Еще до своей институализации в качестве официального атрибута искусственного гособразования в Закавказье он расползался по карте вместе со своими носителями, всегда проигрывающими в открытом бою, но берущими уже освоенные территории умелым политиканством и щедрыми подкупами. И наличие на этих территориях подлинных хозяев – автохтонов, создавших здесь культурное пространство и прочие базовые составляющие бытия – новоявленных соседей вовсе не смущало. Да и претендовали они всегда исключительно на роль если не единоличных, то равноправных наследников всего созданного до них. Логика хищника предельно проста. Не все ли равно, какой юбилей отмечать – великого Низами или древнего Дербента? Тем более что «историческая причастность» и к тому, и к другому обеспечивалась не только собственным ресурсом (нет, не культурным, а исключительно политическим и финансовым), но и вполне официальной поддержкой в свое время советского, а ныне - российского руководства.
В результате, сегодня уже можно констатировать: последовательно проводимая на протяжении столетия политика османизации сознания закавказских мусульман-шиитов, призванная отвернуть их от Ирана, но в действительности - отвернувшая от России в сторону Турции, сегодня распространяется и на Северный Кавказ. Причем реализуют этот проект как раз те самые азербайджанцы, чье сознание так эффективно было переформатировано вылепившей их империей. Но поскольку размах и рычаги для подобного проекта по-прежнему нужны имперские, Азербайджану проще и надежнее реализовывать его совместно с Турцией, у которой свой богатый исторический опыт османизации народов и территорий. Прекратив, наконец, искать истоки своей «коренной» идентичности в Мидии и Албании и сойдясь со вчерашними смертельными врагами-османами на надежной идеологеме «два государства – одна нация», азербайджанцы готовы выступать в масштабном проекте «Османизация Северного Кавказа» в любом качестве – хоть партнерами, хоть инструментом.
По всей видимости, именно в рамках этого неоосманского проекта 15 декабря в Дагестане состоялось открытие мемориала «Священной памяти солдат Османской империи, павших 5-7 ноября 1918 года смертью храбрых в боях за освобождение Анжи-калы (Порт-Петровска) от оккупационных войск генерала Л.Бичерахова». «Мир и покой их душам» - резюмирует одиозная во всех отношениях надпись.
Масштаб этой преступной и антигосударственной авантюры и степень политической дерзости ее организаторов запечатлен в получасовом фильме с пафосным названием Документальный проект «Последняя битва Османской империи - 2: Памятник османским воинам-освободителям». Фильм, на мой взгляд, полезный – вполне мог бы пригодиться в качестве доказательной базы для релевантного следствия, если такое когда-либо состоится. Наверное, поэтому, данное видео, как и все прочие связанные с ним материалы, буквально вчера были удалены из You-tube – судя по всему, после волны негодования в соцсетях.
Этот документ нашего противоречивого времени небезынтересен во всех отношениях; в каждой детали – знаки, месседжи... С 26 минуты на видео - выступление завотделом Института истории народов Северного Кавказа НАН Азербайджанской Республики (!) Севиндж Алиевой, чьими небезвозмездными стараниями мемориал был воздвигнут и торжественно открыт. Речь идет о том самом институте, сотрудники которого последовательно разрабатывают и открыто обсуждают проекты «по развалу России с помощью тюркского фактора». Именно Севиндж Алиева напрямую курировала из Азербайджана данный этап антироссийского проекта на российской земле.
Турция выделила на строительство памятника «османским шехидам» 120000 долларов, видимо, совсем немного урезав бюджет очередной «оливковой ветви».
На месте руководил процессом редактор государственной кумыкской газеты, гражданин Российской Федерации (явно не решающий маркер идентичности в данном случае!) Камиль Алиев. Он же вел всю церемонию открытия мемориала. Вел умело: иногда - с пафосом, иногда – «душевно». Да и вообще все было продумано: парнишка в бурке и папахе (обобщенный «дагестанец», надо полагать), служительница азербайджанкой «науки» со скромно покрытой головой... Брендинг, однако! Пусть и с налетом провинциализма.
Вот они - открытые лица пантюркистов на российской земле. Когда надо, говорят по-русски, на антироссийском памятнике – надпись тоже на русском языке: регион-то многонациональный, а османизировать надо всех – не только кумыков! Севиндж Алиева – конечно же, на чистейшем русском (ах, как это всегда подкупает российских визитеров в Азербайджане!) - напоминает: «Сто лет прошло, как Кавказско-мусульманская армия освободила азербайджанских мусульман и пришла на помощь братьям - дагестанским мусульманам». И как ей приятно, черт возьми, что «кумыкские братья помнят об этом и воздают должное памяти шехидов»…
Вообще говоря, произносить подобные речи в открытом формате можно только будучи абсолютно уверенным в своей безнаказанности. Откуда эта уверенность у людей, занимающихся антироссийской деятельности на территории России? Кто дал им гарантии? Турция? Азербайджан? Местное руководство?
Адекватные дагестанцы взирают на происходящее с негодованием и отвращением, в надежде, что центральная власть, наконец, отреагирует, ведь пантюркисты засветились - отчетливей некуда... «Россия здесь, в конце концов, или берег турецкий?!». Но как-то неловко получается – молчат, выжидают… Спешить в таких делах нельзя: как-никак «тонкие национальные вопросы» в многонациональном регионе… Потянешь за ниточку, а клубок может оказаться длинным и запутанным... Но тогда надо быть готовым к тому, что распутывать этот клубок возьмутся другие! Да уже, собственно, взялись. И что у этих других в нужном им дагестанском раскладе вовсе не предусмотрен ни государственный российский интерес, ни интерес коренных народов Дагестана, что, смею надеяться, суть одно и то же. Турция и Азербайджан уже возводят здесь свои острова памяти, призванные воспитать новых «шехидов» для неоосманского проекта.
А что же мы? 100 лет назад рядом с генералом Лазарем Федоровичем Бичераховым за общую Родину против османщины сражались русские, армяне, осетины... Вряд ли они могли представить, что столетие спустя на земле, за которую они с готовностью отдавали жизни, их кто-то посмеет назвать оккупантами? Ведь это может означать только одно: страны, за которую они воевали, больше нет. Неужели противоречия гражданской войны, заретушировавшие в сознании нескольких поколений биографии преданных своему Отечеству людей, сегодня, сто лет спустя, позволят и вовсе заменить их фигурами турецких интервентов?
Сохранять память о генерале Бичерахове и сражавшихся с ним за единство Отечества стране было, понятно, не с руки. Этих героев судьба России, ее неделимость волновала больше судьбы мировой революции, а такие помятованию не подлежали. Но забвение - страшная вещь, так как и в закромах памяти свято место пусто не бывает. Сегодня пантюркисты уверенно проталкивают туда своих «мучеников», причем из когорты тех, с кем Бичерахов за Россию сражался. И если мы будем отмалчиваться, руководствуясь «неоднозначностью биографий» героев (кажется, в неоднозначные моменты истории однозначные биографии бывают только у святых и у мерзавцев), то готовьтесь сдать всю память, а вместе с ней – и страну.
Если же сдавать ничего не намерены, тогда давайте без игр в «тонкости национальной политики в сложных регионах». Именно в сложных регионах политика может быть одна – сугубо прогосударственная. И даже в полной коллизий российской истории иногда наступают моменты истины, когда состояния дополнительной дистрибуции не избежать: либо пантюркисты и разрушители России, либо те, кто им противостоял, отстаивая целостность государства. Не хотите помнить последних, увековечат память первых, заставят помнить антигероев.
Память об отважном генерале, русском осетине, стороннике «единой и неделимой России» была вытравлена из общественного сознания очень давно. Но сегодня эта память еще и осквернена - установлением на территории России мемориала в честь тех, от кого Лазарь Бичерахов Россию защищал, кому он не позволил разорвать ее на куски 100 лет назад. Это Бичерахову командовавший турецкими войсками Изет Паша писал: «Кто вы такие? России уже нет и никогда не будет. Отойдите на север, за Кубань». Бичерахов не допускал мысли, что России может не быть.
Я очень надеюсь, что памятник турецким интервентам на российской земле, установленный при полном безразличии и попустительстве российских властей, памятник, на котором войска генерала Бичерахова названы оккупационными, снесут к чертям, а на его месте появится мемориальная доска с правильной надписью о правильных героях своего Отечества.
Виктория Аракелова