Никол Пашинян научил, как нужно отстранять от власти не сдерживающего своё слово человека, но наше общество не научилось, как сделать так, чтобы новые власти не осмеливались повторять предыдущих и дело не доходило до улицы.
Если ты вручаешь человеку должность с неограниченными полномочиями (раньше это был пост президента, а сейчас – премьера), то естественно, что она извратит своего обладателя, а полностью извращенная система извратит власть предержащего в абсолютной форме.
Иными словами, проблема не в личностях. Проблема в низком качестве общественных отношений и несовершенстве системы государственного управления, политической и экономической систем. Следовательно, нужно устранить причину, а не бороться со следствиями.
Если наше общество позволяет себя обманывать, то любой правитель, подобно известному герою Зимзимову, будет врать и не отвечать за свои слова, считаясь при этом молодцом. И не имеет значения, что пришел он к власти, говоря «Сердечный привет от Зимзимова».
Сделай шаг, отвергни ложь!
Изобретать велосипеда не нужно. Нужный способ прогрессивный мир уже нашел. Это институционный механизм сдержек и противовесов между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.
Полномочия и ответственность должны быть уравновешены.
Общество на следующий после формирования власти день должно, образно говоря, брать дубинку в свои руки и спрашивать за все предпринятые шаги, а не лелеять надежду, что власть предержащий будет хорошим, и будет за ним присматривать.
Ни одна власть в мире, и тем более Никола Пашиняна, не склонна быть реально подотчетной обществу и не соблазняться возможностями власти, если нет сдерживающего механизма и трезвого общества. Подотчетная власть бывает лишь в условиях наличия институциональных механизмов и состоявшегося гражданского общества.
Мы сейчас видим, что подавляющее большинство нашего общества сдало свое «я» одному человеку и связывает с ним большие ожидания, но это приведет к большому разочарованию, так как Никола Пашиняна не лишили возможности не соблазняться властью или хотя бы не уменьшили склонность предаваться этим соблазнам.
Пашинян, в свою очередь, пользуясь сложившейся ситуацией, сейчас делает то, что в прошлом критиковал, и не делает того, к чему обязывал РПА-евцев.
Речь, в частности, касается суперпремьерской системы.
Отвергнут Серж, но не сержизм
Бурные политические события апреля-мая прошлого года, которые пашиняновцы называют «бархатной революцией», проходили под лозунгом «Сделай шаг, отвергни Сержа!»
Это «отвержение» было персонифицированным, но было понятно, что речь шла о более широком контексте. Отвергались система единовластия, единоличное управление ветвями власти, отсутствие механизмов общественного контроля, застой и т.д.
Никол Пашинян и остальные критиковали Сержа Саргсяна за то, что он выкроил под себя новую Конституцию и законодательство. Однако, как только премьером стал Пашинян, ему стал нравиться выкроенный под другого «костюм». Более того, сейчас он требует у пребывающего в эйфории общества новых полномочий.
Критика Пашиняна и остальных в отношении Сержа Саргсяна была также по той причине, что он наделял себя сеперпремьерскими полномочиями, и в особенности держал силовые структуры у себя в руках, между тем как правильным был бы переход силовиков под контроль коллегиальных структур – правительства и парламента.
Как нетрудно догадаться, в условиях отсутствия притязательности общества Пашинян и члены его команды сейчас грудью отстаивают предусмотренные для Сержа Саргсяна суперпремьерские полномочия и считают, что силовики должны подчиняться премьеру, то есть Николу Пашиняну. Получается, что николовцы отвергли Сержа, но не сержизм, так как сейчас сами эксплуатируют данное явление.
Например, получивший 131 из 132 голосов Арарат Мирзоян считает, что если предыдущие власти и сделали что-то хорошее для нашей страны, то это превращение силовых структур из министерств в действующие при руководителе исполнительной власти структуры. Он это объясняет, якобы, деполитизацией данных структур, но это демагогия.
Представьте, какие северокорейские правила политической игры у нас внедряются, раз ставший спикером НС со 100 процентами голосов человек заявляет, что не хочет брать силовые структуры под парламентский контроль и считает правильным их подчинение одному человеку – Николу Пашиняну. И они говорят о демократии и защите прав человека.
Ставший председателем НС Мирзоян в нормальных условиях был бы заинтересован в подотчетности силовиков парламенту, но поскольку сейчас мы имеем в законодательном органе выступающих под различными именами 132 Никола Пашиняна, и 100 процентов голосов спикера НС в действительности получил не Мирзоян, а Пашинян, последний не может быть за то, чтобы его суперпремьерские полномочия были сокращены. В этом вся проблема.
К чему же могут привести суперпремьерские полномочия Пашиняна и система единоличной власти, показал сам Никол Пашинян.
Корюн Манукян, http://www.7or.am/