Можно хоть до посинения спорить, нужно или не нужно сокращать госсектор, но все это лишь вопросы из категории риторических и бесплодные разговоры, если в реальности армия безработных в Армении (18-20% - официальная статистика) пополнится еще десятками тысяч людей, которые не будут знать, на что жить и содержать свои семьи.
ТОЛЬКО ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО В СТРАНЕ НАЧНУТ УДАРНЫМИ ТЕМПАМИ создаваться рабочие места, ситуация не выльется в катастрофу - социальный бунт или очередную гигантскую волну эмиграции. По поводу программы властей, согласно которой будет сокращено 100 тысяч рабочих мест, лидер партии "Процветающая Армения" - глава ее фракции Гагик Царукян сказал: "Мы пришли, и народ поверил в то, что увеличится количество рабочих мест, повысятся пенсии и зарплаты. Сейчас надо ответить на вопрос: эти 100 тысяч безработных должны получать пособия, надеяться на бюджет или эмигрировать? Как будут решены проблемы этих людей?" Вот это уже далеко не риторические вопросы, только кто на них должен отвечать? Разве не те же, кому народ поверил и доверил управлять страной?
При этом спикер НС Арарат Мирзоян заявил, что в госсекторе нельзя держать людей, не приносящих результата, и цель реформ - не увольнять людей, а эффективно расходовать государственные средства. Прекрасно. Но вообще-то целью реформ должно быть повышение уровня благосостояния населения и социально-экономические подвижки, а эффективное расходование бюджетных денег - лишь одно из средств для достижения этой цели. Далеко не самодостаточное…
А что по этому поводу думает премьер? Не так давно, говоря о возможности появления новых безработных в случае оптимизации госсектора, Никол Пашинян напомнил о широких возможностях частного сектора. "Как можно годами жить на 80 тысяч драмов? В частном секторе есть возможности", - заявил Пашинян, добавив, что в активе новых властей уже 37 тысяч зарегистрированных новых рабочих мест. Откуда эти космические цифры? Откуда это удивление - ведь премьер не на Марсе обитает и должен бы знать положение дел в стране, в частности, в социально-экономической сфере, не говоря уже о возможностях частного сектора.
"В ТЕЧЕНИЕ БЛИЖАЙШИХ ПЯТИ ЛЕТ МЫ ИСКОРЕНИМ В АРМЕНИИ КРАЙНЮЮ БЕДНОСТЬ И СНИЗИМ БЕЗРАБОТИЦУ, - обещал он избирателям в преддверии декабрьских внеочередных выборов. - Мы видим это посредством работы, посредством инвестиций, посредством открытия новых рабочих мест, фабрик и заводов. В Армении будут открыты тысячи рабочих мест". Как говорил Остап Бендер: "Вы только подумайте, господа!.." А что делать сегодня, завтра, послезавтра?
"Промышленная продукция в ноябре 2018-го по отношению к октябрю сократилась примерно на 6,8%, - комментирует ситуацию в беседе с корр. "ГА" председатель Союза отечественных товаропроизводителей Армении Вазген САФАРЯН. - То есть промышленная продукция сокращается, это плохая тенденция, означающая, что правительство не уделяет достаточного внимания сфере. На мой взгляд, для того чтобы вести продуктивную промышленную политику, нам действительно нужно Министерство промышленности и внешней торговли. Необходимо провести инвентаризацию всех промышленных мощностей, посмотреть, что у кого осталось, оказать государственную поддержку промышленным предприятиям, обеспечить их кредитами с низкими процентными ставками, спустить им госзаказы. Нужно не теряя времени задействовать предприятия, способные выпускать конкурентоспособную продукцию, например, тот же "Наирит", Ванадзорский химкомбинат… Деньги, "лежащие без дела" (которые люди вкладывают под 8-10% годовых) в коммерческих банках, нужно привлечь в промышленность, в реальный сектор экономики, чтобы они работали на экономику, а не оседали в банках.
Нужно, чтобы государство стимулировало госзаказами нашу промышленность, и тогда люди могли бы стать акционерами работающих предприятий, того же, скажем, "Наирита"… Если население будет знать, что государство способно стимулировать развитие промышленности и предпринимает для этого конкретные шаги, может спускать заказы, развивать внутреннюю кооперацию, помогать восстанавливать прежние связи с российскими предприятиями, тогда можно ожидать создания новых рабочих мест. И речь идет не о каких-то теоретических шагах на будущее - все очень реально и конкретно, но этим нужно заниматься здесь и сейчас. А если государство ничего не делает по части поддержки отечественного производителя, то они будут сворачиваться, как мы это видим по статистике промышленной продукции в ноябре по сравнению с октябрем. И такая тенденция, увы, будет продолжаться…"
ЧТО ОЖИДАЕТ НАС В КРАТКОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ, ЕСЛИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО будет сокращено 100 тысяч рабочих мест, - ведь для Армении это колоссальная цифра? Конечно, начнут расти социальная напряженность, недовольство населения. Что будут делать наши сограждане? Будут пытаться найти работу в других странах, начнут покидать Армению?.. Что им делать, если они не смогут найти работу? А ведь многие верили, что наконец смогут вернуться в Армению, смогут работать и жить на родине.
"У правительства нет ясной концепции экономического развития, - утверждает В. Сафарян. - Говорят, будет экономическая революция, но когда она будет? Надо привлечь знающих промышленников, экономистов, чтобы разработали концепцию подъема отечественного производства. Сколько времени прошло с тех пор, как в Армении к власти пришли новые руководители - более полугода? Это немалый срок. Созвали бы руководителей промышленных предприятий, изучили их проблемы, выслушали предложения, поняли, чего им не хватает для эффективной работы, обсудили бы с ними вопросы госзаказов, импортозамещения и т.д. Хоть это можно было сделать?! Пока есть только слова - на них далеко не уедешь. Прийти к власти легко, удержать трудно. Сесть в кресло и считать, что дальше все пойдет как по маслу... Так не бывает. Управление - это наука, сложнейшая из наук".
Зара Геворкян, "Голос Армении"