Новости Армении – NEWS.am приводит статью Лоры Маршан, опубликованную во французской «Le Figaro», со значительными сокращениями:
Геноцид армян, 96-ая годовщина которого была отмечена, заставил потомков выживших принять ислам. Эти скрытые армяне нарушают сегодня молчание благодаря демократизации в стране.
В это воскресенье верующих слишком много, чтобы войти в маленькую церковь в Бояджикёе на берегах Босфора. На скамейках члены армянской общины Стамбула узнаются с первого взгляда. Укладка волос у дам безупречна, костюмы их мужей только что поглажены. Здесь и там некоторые нарядно одетые люди также усердно перекрещиваются. Но их губы оступаются, когда звучат песнопения под кирпичным сводом. Эти двадцать новых пришедших – пока еще мусульмане или недавно крестившиеся – заново открывают для себя религию своих бабушек и дедушек. Они не знают ее ритуалов, говорят по-турецки или по-курдски, но они пытаются восстановить связь с армянской идентичностью своих предков.
Официально в Турции есть только 65 000 армян, переживших геноцид, запланированный правительством младотурок, в результате которого погибло около миллиона человек. Однако, чтобы избежать резни, тысячи армян были обращены в ислам. Это явление продолжалось и после основания республики в 1923 г.; хотя и светская, современная Турция проводит враждебную политику в отношении меньшинств. Скрытые армяне провели 20-ый век спрятанные под мусульманскими нарядами, они часто ходили в мечеть, хоронили свою идентичность в молчании. Чтобы выжить, они стали турками. На протяжении десятилетий государственная политика отрицания изо всех сил старалась скрыть все следы геноцида и не говорила ни слова об этих выживших – неудобных доказательствах преступления.
В последние годы благодаря процессу демократизации, который бросает вызов догме чистоты турецкой расы и истории Турции, погруженной в кемалистскую идеологию, табу на тему геноцида исчезло. Это было немыслимо совсем недавно, но турецкие историки и представители интеллигенции атакуют сейчас отрицание, установленное Республикой Ататюрка, по телевидению и в газетах. Мероприятия в память о резне 1915 г. прошли в воскресенье в мире и во второй год подряд в Стамбуле по инициативе турецкого гражданского общества. Это ослабление напряженности пошло на пользу обращенным в ислам в третьем или четвертом поколении, которые начинают выходить из своих укрытий. И Турция обнаруживает, что в ее венах течет армянская кровь.
Восемь месяцев назад Миграна Пркича (Мигран Спаситель) Гюльтекина звали Селахаддин – мусульманское имя, означающее «чистая религия». Этот 50-летний стамбулец – из Дерсима, официально курдского и алевитского района в Анатолии, где, однако, есть много скрытых армян. В октябре он получил постановление суда об изменении гражданского состояния. Он с гордостью показал свое удостоверение личности с надписью «христианин». «Вновь поменять религию – это способ воздать должное моему убитому народу, – говорит он. – Читая книги, я узнал о зверствах, и тогда у меня созрело это решение». В его семье обращение в ислам произошло одно поколение назад: «Мой дед был армянином, но в свидетельстве о рождении моего отца, родившегося в 1923 г., написано имя Хусейн. В эти смутные времена моя семья стояла перед выбором между смертью, насильственным изгнанием или обращением».
Воспоминания о его детстве – это смесь невысказанных слов и оговорок о его скрытом происхождении. Его родители между собой говорили на языке, который дети не понимали. Каждый год весной Селахаддин красил со своими братьями и сестрами яйца и, не зная, продолжал традицию Пасхи. Была еще эта таинственная армянская тетушка, которая посещала их. «В школе нас обзывали гяурами, «неверными», – рассказывает он. – Это странно, мы всегда знали, что мы армяне, но это хранилось в молчании». В поисках своей конфискованной идентичности Мигран Пркич Гюльтекин крестился, посещает сегодня курсы армянского языка и надеется, что «в один прекрасный день церкви, которые уцелели в Дерсиме, будут вновь открыты для всех, кто остался скрытым».
В Стамбуле армянский патриархат ведет себя сдержанно и хранит молчание в связи с этими обращениями в христианство, но признает, что это имеет место. «Это явление новое, – говорит епископ, пожелавший остаться неназваным. – Все больше и больше людей нарушают молчание и стучатся в нашу дверь. Атмосфера демократизации способствует этому, но страх все еще присутствует: эта тема все еще политически чувствительна».
Новости Армении - NEWS.am