Правительству США не чуждо темное искусство политических убийств. На протяжении десятилетий оно использовало сложные методы устранения своих врагов: от отправки химика, вооруженного смертельным ядом, в 1960-х годах, чтобы попытаться убить Патриса Лумумбу из Конго, до отравленных таблеток, добавленных в пищу кубинского лидера Фиделя Кастро, пишет The Guardian.
Но убийство иранского генерала Кассема Сулеймани отличается. Его уникальность заключается не столько в способе убийства, а в наглости его исполнения и явно полном пренебрежении юридическими тонкостями и человеческими жертвами.
«США не практикуют убийства высокопоставленных государственных чиновников на открытом воздухе», - отметил старший научный сотрудник Института Ближнего Востока в Вашингтоне Чарльз Листер, напомнив, что Сулеймани был вторым самым влиятельным человеком в Иране после верховного лидера.
Злорадным твиты Дональда Трампа об убийстве в сочетании с редкими попытками оправдать эти действия привели к тому, что США обвиняют в тех самых преступлениях, которые они обычно возлагают на своих врагов. Министр иностранных дел Ирана Мохаммед Джавад Зариф осудил убийство как «акт международного терроризма».
Политолог из Массачусетского технологического института Випин Наранг считает, что это убийство «было не сдерживанием, а обезглавливанием».
За последние полвека не было недостатка в вмешательствах США, которые пытались - и в некоторых случаях преуспели - в устранении иностранных противников с помощью крайне сомнительных правовых или этических средств. Страна признала, что совершила не менее восьми покушений на Кастро, хотя реальная цифра, вероятно, была намного выше.
Уильям Блум, автор книги «Убить надежду: военные действия США и ЦРУ со времен Второй мировой войны», указывает на целый ряд американских грехов, вызванных вторжениями, бомбежками, свержением правительств, убийствами и эскадронами смерти. «Это не красивая картинка», - таков его вывод.
ЦРУ действовало настолько бесконтрольно в 1960-х и 70-х годах, что в 1975 году Церковный комитет расследовал многочисленные попытки покушения на иностранных лидеров, включая Лумумбу, Рафаэля Трухильо из Доминиканской Республики, вьетнамского Нго Динь Дьема и, конечно, Кастро. В результате президент Форд запретил США участвовать во внешнеполитических убийствах.
Однако с 1976 года США продолжают участвовать в усилиях по ликвидации иностранных лидеров или обвиняются в них.
В 1986 году Рональд Рейган начал бомбардировки Ливии Муаммара Каддафи. Еще два года назад Северная Корея утверждала, что ЦРУ пыталось убить лидера Ким Чен Ына.
Но большинство подобных случаев в современную эпоху были скрытыми. Если о них говорились публично, то это, как правило, касалось негосударственных субъектов, действующих в ополчении или группировок боевиков, таких как Исламское государство.
Президенты Обама и Трамп оба одержали огромные пиар-победы, когда наблюдали за убийствами Усамы бен Ладена и лидера ИГ Абу Бакра аль-Багдади.
В 2008 году ЦРУ работало рука об руку с израильским Моссадом, чтобы убить Имада Мугнию, высокопоставленного лидера Хизбаллы. В ходе их усилий у них была возможность уничтожить не только Мугнию, но и Сулеймани одним ударом дрона. В конце концов, операция была отменена, потому что правительство США заблокировало ее на том основании, что она могла серьезно дестабилизировать регион.
Профессор международного права в Университете Нотр-Дам Мэри Эллен О'Коннелл проводит прямую линию между прежними администрациями США и непредсказуемостью Трампа. Она отметила, что появление беспилотников в 2000 году поставило США на скользкий путь.
Первое развертывание дрона в качестве инструмента убийства было заказано Биллом Клинтоном в попытке уничтожить бен Ладена. Первое успешное «целевое убийство», как его теперь называют, произошло вскоре после этого при администрации Буша в Йемене.
Обама увеличил частоту использования дронов для убийства в десять раз, одновременно стремясь придать им видимость юридической респектабельности с помощью секретных внутренних «адресных записок об убийствах». В этих документах утверждается, что убийства беспилотниками в международном праве были оправданы как самооборона от будущих террористических атак - обоснование, которое широко оспаривалось как неправильное толкование Устава ООН.
«Со времени Обамы происходило постоянное размывание международного права», - сказала О'Коннелл. «Смерть Сулеймани знаменует собой следующее ослабление - мы движемся вниз по склону к совершенно беззаконной ситуации».
Она добавила, что США. теперь осталось сделать только один шаг. «Полностью игнорировать закон. Честно говоря, я думаю, что президент Трамп уже это сделал - его единственным аргументом было то, что Сулеймани был плохим парнем, и поэтому его пришлось убить».
Новости Армении - NEWS.am