"Критика касалась не отсутствия реакции со стороны властей, а того, что страна не готова к катаклизмам в регионе", - заявил в интервью "Голосу Армении" политолог Айк Мартиросян.
.
- Не успели отгреметь новогодние салюты и отзвучать тосты за мир во всем мире, как ситуация в регионе взорвалась известием о гибели иранского генерала Касема Сулеймани в результате американской спецоперации в Ираке, немедленной ответной реакцией Ирана с обещанием устроить США "второй Вьетнам". Также Иран объявил о полном выходе из ядерной сделки, а в минувший вторник парламент страны ратифицировал решение о "жесткой мести" Вашингтону. Минувшей ночью Иран ответил ударами по американским базам в Ираке. Давайте рассмотрим ситуацию и наиболее вероятные сценарии ее развития.
- Да, Иран ответил на убийство Сулеймани ударами баллистических ракет, которые упали на американские базы в Эрбиле и на Аль-Асад - крупную точку дислокации американских войск в регионе. Америка ждала такой атаки, и я совсем не исключаю, что американское военное руководство уже убрало оттуда большинство военнослужащих, а оставшиеся, возможно, были хорошо защищены. Возможно также, что иранцы знали об этом и, спасая свое лицо этими ударами, все-таки планировали на этом и остановить открытые военные действия против американских интересов в регионе и пойти на деэскалацию ситуации.
Не исключено вместе с тем, что эти догадки могут так и остаться только догадками и Белый дом в действительности пойдет на эскалацию конфликта. В конечном итоге все зависит от того, какие изначально планы были у советников президента Трампа и у самого президента. В течение последующих часов американская администрация не спешила сделать конкретные заявления, что может означать либо неготовность реагировать, либо осторожность и сигнал к деэскалации.
Во всем этом, конечно, первичную роль играют американские выборы. Похоже, Трамп повышает свои шансы на переизбрание. Его электорат в восторге от убийства Сулеймани, а сам президент очень успешно использует всю эту историю в предвыборных целях.
- Касаясь обострения ситуации на Ближнем Востоке, премьер-министр Никол Пашинян заявил, что Иран и США являются дружественными Армении странами и в этой ситуации Ереван не может втягиваться "в антииранские или антиамериканские действия". А политологов, выступивших с критикой в адрес властей в контексте их неадекватного реагирования на региональные процессы, назвал "доморощенными геополитиками", посоветовав "сидеть на своих местах". По его словам, в Армении есть институты, которые способны следить за ситуацией, анализировать развития и при необходимости принять соответствующие меры. Что скажете об этом?
- Во первых, если политологи в Армении - "доморощенные геополитики", то кто он сам и его команда? Большие, недоморощенные и настоящие геополитики? У Пашиняна самого нет даже высшего образования, хотя ради справедливости должен сказать, что его удалили из Ереванского госуниверситета по политическим мотивам. Но в любом случае премьер - журналист, а его окружение почти полностью либо демагоги, либо любители, настолько же далекие от политики и геополитики, насколько речи руководства страны - от правды.
Во-вторых, критика политологов касалась не отсутствия реакции со стороны властей, а того, что страна вообще не готова ни к каким катаклизмам в регионе. А угроза "всем сидеть на местах" просто не подобает лидеру, воображающему себя большим демократом. Получается, что те, кто говорит что-то, что ему не нравится, не имеют право говорить вообще. Это очень странно, но мы уже и к этому привыкли.
- Каковы ваши ожидания от наступившего 2020 года с точки зрения внешнеполитической и внутриполитической обстановки в Армении, курса постреволюционных властей и атмосферы, сложившейся в нашем обществе?
- 2020-й будет годом больших политических событий. Так, как сейчас, долго продолжаться не может. Нынешняя власть взяла курс на самоуничтожение, с другой стороны, старый режим все больше и больше консолидируется, и причина тому - бездарность новых властей. Не знаю конкретно, как и куда мы дойдем, но то, что в этом году нас, возможно, ожидают не очень приятные события, наверное, можно прогнозировать.
Надеюсь, что катаклизмов и переворотов не будет. Какой бы бездарной ни была новая власть, ее удаление даже дворцовым или бархатным переворотом закинет страну назад, и все станет даже хуже, чем до событий, которые мы все условно называем "революцией". Армения сегодня в ступоре, выход из которого сложен и может обернуться негативными последствиями, но и оставаться в нем долго невозможно.
Так что остается вновь надеяться на мудрость народа. Просто армянский народ слишком терпелив, и иногда прозрение наступает очень поздно.
Зара Геворкян, "Голос Армении"