Глава Инспекционного органа продовольственной безопасности при правительстве Армении Георгий Аветисян не намерен идти на поводу у нечистоплотных мясников и продолжит настаивать на требовании забоя животных в специализированных помещениях. Об этом он заявил Sputnik Армения.
.
С 15 ЯНВАРЯ в республике разрешена продажа мяса, забитого только на лицензированных скотобойнях. Это вызвало недовольство занятых в этом бизнесе граждан. Они периодически проводят акции протеста у здания правительства, требуя отсрочки нововведения. "Нет альтернативы забою в спецпомещениях. С теми фермерами и мясниками, у которых возникли проблемы с транспортировкой, мы готовы обговорить вопрос и найти решение. Но мы не будем говорить с теми, кто категорически отказывается от цивилизованного забоя", – сказал Аветисян.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: конечно, наводить порядок в данной сфере необходимо. Конечно, любые шаги госорганов, направленные на урегулирование и систематизацию в той или иной сфере, предполагающие определенные ограничения, встречают сопротивление. И то, что мясники вышли на улицу, стали перекрывать дороги, вовсе не удивительно. Удивительно здесь другое.
Дело в том, что даже очевидно необходимые шаги государственных органов могут быть эффективными лишь тогда, когда они адаптированы к существующим условиям и обеспечены необходимыми механизмами реализации. Процесс такой адаптации требует куда более серьезного, профессионального, всестороннего анализа и исследований, нежели просто введение ограничений. Когда выбирается второй путь, когда не просчитываются последствия той или иной инициативы, то возникают еще большие проблемы, нежели те, которые, собственно, планировалось решить. Тут приведу пару примеров, свидетельствующих о том, что недостаточная продуманность инициатив и идей после их внедрения саму проблему зачастую не решает, при этом создавая новые.
Бальная система, введенная в сфере безопасности движения, – идея, полезная, но явно сырая. Хотя бы потому, что 9-балльный лимит предоставлен и тем, кто просто катается на машине, и тем, для кого машина – рабочее место. Первые, в принципе, могут ограничить использование автомобиля, дабы меньше нарушать и уложиться в годовой лимит. Однако те, кто по долгу службы вынужден ежедневно преодолевать сотни километров, спокойно могут исчерпать годовой лимит нарушений практически за неделю, если не за день.
Борьба с курением – идея не плохая, призванная оздоровить население. Но она абсолютно не учитывает реалии. Более половины населения Армении курит, и избавиться от этой привычки, как известно, не легко. Жесткие ограничения здесь явно не помогут. Кроме того, огромную долю налоговых поступлений в казну обеспечивают именно предприятия, производящие и импортирующие табачные изделия. Да, это – плохо, но это так.
Антитабачная кампания, вне всяких сомнений, чревата проблемами в плане доходов бюджета. Конечно, при наличии альтернативных источников дохода можно пожертвовать табачным (источником). Но сегодня таких альтернатив армянская экономика не предлагает.
ВПРОЧЕМ, ВЕРНЕМСЯ К ДЕЛАМ ЖИВОТНОВОДОВ. Возможно, с точки зрения обеспечения стерильности мясной продукции, инспекционный орган по продовольственной безопасности, поступает правильно, требуя организовывать забой скота только на скотобойнях. Но, судя по всему, никто в правительстве не стал задумываться над тем, какими серьезными негативными последствиями чревато введение этой жесткой меры. Прежде всего очевидно, что одним из последствий этой инициативы станет рост цен на мясо. Тут, кстати, стоит обратить внимание еще на один нюанс, имеющий прямое отношение к мясному рынку.
Как известно, в этом году завершился срок действия льготного таможенного режима для Армении (так называемого списка изъятий) в рамках ЕАЭС. Еще в прошлом году министр экономики Тигран Хачатрян на одном из заседаний правительства заявил, что по этой причине ожидается рост цен на 699 наименований товаров. В частности, мяса, пшеницы, яиц, лекарств, автомобилей… Казалось бы, в этой ситуации, когда импортируемое, в частности, мясо, должно подорожать, определенным сдерживающим фактором должно стать мясо местное. Но… Ведение требования по обязательном забое скота на скотобойне, разумеется, повышает себестоимость, что не может не отразиться на конечной цене. Так что не сложно спрогнозировать общее подорожание мяса на рынке.
Следующее: судя по всему, часть фермеров, которым предписано пользоваться исключительно скотобойнями, просто уйдет в тень. Судя по всему, домашний забой скота не прекратится, просто станет нелегальным.
И наконец, те фермеры, для которых идея обязательного забоя на скотобойне реально неприемлема, но при этом уходить в тень они не хотят, просто будут сворачивать лавочку, отказываясь от выращивания скота. А это колоссальный удар как для сферы животноводства, так и сельского хозяйства в целом.
СКАЗАННОЕ – ВСЕГО ЛИШЬ МАЛАЯ часть проблем, причем государственного масштаба, которые могут стать и скорее всего станут производными инициативы по организации забоя скота только на скотобойнях. Производные, о которых необходимо было подумать до введения радикальных, жестких шагов по урегулированию сферы мясной торговли. Может и подумали бы, если бы агросфера вообще и животноводство, в частности, имели концепцию развития, если бы правительство уделяло должное внимание данной отрасли. Но наивно рассчитать на такое внимание со стороны исполнительной власти, считающей, что в структуре правительства министерство сельского хозяйства не заслуживает отдельного места.
По большому счету, то, что происходит сегодня в "мясной" сфере, является одним из ярких результатов той самой оптимизации структуры правительства, которую затеяла действующая власть. Кто, как не министерство сельского хозяйства должно было искать компромиссные решения с учетом плюсов и минусов предлагаемых нововведений? Однако, его нет. Нет, соответственно, и конкретной политики в данной сфере, нет ответственных и продуманных взвешенных решений, нет координации действий. А это значит, что история с мясниками далеко не последняя в ряду вызвавших, по сути, вполне естественное общественное негодование. Естественно оно вовсе не потому, что в повестке вопрос - надо или не надо везти скот на скотобойню. Естественно оно потому, что протестующие сегодня люди столкнулись с невниманием правительства к их проблемам. С учетом того, что это невнимание носит тотальный характер, мясники перед зданием правительства – не первые, и уж точно не последние протестующие…
Ара Меликсетян, "Голос Армении"