Никол со своей командой не в состоянии решать проблемы безопасности армянской государственности. Так считают многие. От органов местного самоуправления до научных центров, видных общественных деятелей и широких кругов населения страны. По сути, так считают и власти. С той разницей, что причиной своих провалов они считают негативную деятельность прежних властей. Но при этом, по многим компонентам, забывая успехи последних, достигнутые почти с нуля. Включая обеспечение безопасности Республик Армении и Арцаха в первой (1991-1994) и второй (2016) войнах.
Причем вина Никола огромна не только в поражении в последней войне (2020) и в позорной ситуации с коронавирусом (по числу заразившихся и смертей на 1 млн. жителей Армения твердо прикреплена к двадцатке неудачников). После прихода к власти весной 2018 года, с целью революционных сдвигов по упрочению страны, он не решил ни одной повседневной государственной задачи, включая обещанных. В частности, по вопросам искоренения коррупции, построения правового демократического государства, повышения уровня социальной справедливости, а также решения серьезных внешних задач касательно Республики Арцах.
Некоторые из этих задач Никол не просто провалил. Из всевозможных вариантов неверных или таинственно подозрительных решений он реализовал наихудший из них. К примеру, уровень социальной справедливости в Армении снизил еще до выявления коронавируса в Армении (март 2020), а значит и до начала третьей военной агрессии со стороны Азербайджана (сентябрь 2020). А проблему Республики Арцах он осуществил почти в соответствии с позицией руководства Азербайджана. Причем без вмешательства Кремля результат был бы в полном соответствии.
Преступное бездействие армянских официальных лиц продолжается по сей день и после поражения в последней войне, что также дает повод для серьезных подозрений. В частности, почему определение границ с Азербайджаном происходит по GPS? Если общеизвестно, что за несколько минут можно в соответствующей подпрограмме GPS редактировать координаты заданной местности так, чтобы клиент остался довольным фиксацией границ, тем более, если взамен обещана солидная «награда».
Никол крайне усложнил проблемы нашего народа. Осталась всего одна надежда. Повышение уровня цивилизованности человечества до той степени, чтобы развязывание войны, как вид тяжкого международного преступления, стало наказуемым со стороны будущего «Совбеза», с предусловием до полной потери армянской государственности. Причем ныне, якобы, действующий Устав требует того же (что вкратце обосновано ниже, подробности по ссылке
https://yerkramas.org/article/165894/znayut-li-v-obse-chto-vsyo-v-madridskix-principax-ostaetsya-poddelnym-kak-i-v-azerbajdzhane). При этом, не известно, как долго полномочия и обязанности Собеза в рамках действующего Устава останутся парализованными средневековыми моральными устоями.
Краткое обоснование. Без соответствующей резолюции Совбеза ООН нет права на применение военной силы или угрозу ее применения против процесса самоопределения, при любых обстоятельствах (следует из п.4 ст.2 и п.2 ст.1 Устава). Откуда следует, что военная агрессия запрещена Уставом и против самоопровозглашенного государства (на основе принципа процесса самоопределения, что предполагает мирные действия со стороны государства и самоопределяющегося народа). Это неоспоримый факт. С целью исключить иной легитимный вариант на этот счет существует и
резолюция 3314 (ХХIХ) Генассамблеи от 14 декабря 1974 года (ст.1, включая пояснительное примечание a).
Но Азербайджан беспрепятственно на протяжении трех десятилетий кроме развязывания 3-ех войн против Арцаха угрожал военной силой, неоднократно заявлял о готовности военным путем решить конфликт, по сути вызванный неуставными позициями некоторых членов Совбеза. И это в том случае, когда армянская сторона, по меньшей мере до развязывания Азербайджаном июльской войны 2016 г., была готова сдать освобожденные территории при условии признания независимости Арцаха в рамках границ без этих территорий исторического Арцаха.
Общеизвестно, что первую полномасштабную войну Азербайджан начал в конце 1991 г., тем самым совершив тяжкое преступление на основании Устава. Причем Республика Арцах тогда была еще в рамках границ бывшего НКАО и Шаумяновского района, т.е. без освобожденных территорий. Всем известно, что война 2016 г. и последняя война 2020 г. (с привлечением турецких военных и наемников и террористов в основном из Сирии) также была развязана Азербайджаном. То есть, трижды совершив тяжкие преступления, очевидный агрессор ни разу не понес наказания, исходя из п.2 ст.2 Устава, где сказано: «Все Члены ООН добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации».
С учетом выше изложенных преступлений, это означает, что, исходя из Устава Азербайджан был лишен прав и преимуществ, вытекающих из принадлежности к составу ООН. В частности, Азербайджан со стороны Совбеза мог быть лишен хотя бы на право захвата освобожденных территорий путем применения военной силы. И даже на право передачи этих территорий Азербайджану без согласия Республики Арцах. Тем более, без признания независимости Арцаха, хотя бы в рамках границ бывшего НКАО и Шаумяновского района.
Причем, учитывая также, что во время этих войн были совершены многочисленные военные преступления со стороны агрессора, что является фактом геноцида по отношению к гражданскому населению Арцаха, следует констатировать: агрессор должен был понести наказание со стороны ООН. Не говоря уже о том, что в Азербайджане процветала армянофобия на протяжении около 30 лет, а отношение азербайджанской стороны к военнопленным было очевидным варварством. Но Совбез, вопреки международному праву, молча наблюдал как, под прикрытием «справедливой войны», Азербайджан оккупировал значительные территории Республики Арцах, включая территории бывшего НКАО.
В итоге даже имеем, что Азербайджан ни разу адресно не был осужден Совбезом. И со времен первой войны Совбез ни разу прямым текстом не вынес вердикта о праве арцахцев на самоопределение, хотя бы в рамках границ НКАО СССР. Однозначно, наращение не осужденных и безнаказанных преступных войн завершится глобальной катастрофой. По меньшей мере, человеческая сущность поголовно сведется к сущности хищника с развитой членораздельной речью, если полномочия и обязанности Совбеза в рамках Устава останутся парализованными.
Таким образом, на основании Устава, правительство Армении могло попытаться полностью или хотя бы частично, удержать в составе Арцаха освобожденные территории, откуда из азербайджанских военных баз обстреливались мирные поселения Арцаха в годы первой войны. Об этом Николу было известно. В то же время, путем ведения добросовестной внешней политики, можно было удержать хотя бы территории бывшего НКАО и широкую полосу вокруг Лачина на основе Мадридских принципов. Но Никол, будучи в курсе о многократном превосходстве азербайджано-турецких вооруженных сил, с привлечением наемников и террористов, умудрился отказаться от этого варианта, предпочитая национальную катастрофу с огромными человеческими и материальными потерями. А после этой трагедии периода последней войны, будучи главным виновником, он решил остаться при власти на должности главы правительства. А его команда не соображает, что потеряла моральное право участвовать в ожидаемых внеочередных выборах НС Армении. Ведь при нормальных внешних сношениях вовсе не было бы войны, а без проделок Никола, с максимально возможными внутренними и внешними провалами, можно было бы избежать и позорного результата поражения.
Сос Гюлумян
ИЦ «Еркрамас»