Бывший вице-премьер Армении Армен Геворкян опубликовал объемную статью в издании "Альтернативные проекты", где представил свой анализ причин войны в Карабахе и поражения армянской стороны. Подробно разбирая 3-летнюю внутреннюю и внешнюю политику премьера Никола Пашиняна, Геворкян приходит к выводу, что Пашинян допустил несколько стратегических ошибок за годы пребывания у власти. Эти ошибки и привели к известным теперь результатам.
Первой ошибкой Геворкян считает решение Пашиняна пойти на "быстрое и мирное решение" карабахского вопроса по негласной формуле "территории в обмен на деньги". К такому решению премьер пришел после того, как стало известно, что Запад не будет "бесплатно" финансировать постреволюционную Армению, но Пашиняну нужны были деньги для выполнения данных им обещаний.
Залогом быстрых инвестиций в армянскую экономику, сохранения и укрепления своей власти Пашинян и его команда видели решение карабахского вопроса. По мнению Геворкяна, в основе "быстрого и мирного" решения должен был лежать т.н. "план Лаврова", точнее его "модифицированная версия". Но в то же время Пашинян и команда скрывали от общества детали переговоров, не готовя общественное мнение к мирному договору. Это было второй ошибкой.
Третьей ошибкой Геворкян считает стремление Пашиняна усидеть на двух стульях, неспособность сделать правильный выбор в вопросе стратегического партнера. В какой-то момент встречи Пашинян-Алиев стали происходить не в России, кроме того Пашинян начал ликвидировать устоявшиеся годами отношения с ближайшими соседями за какие-то сиюминутные обещания Запада.
Пашинян и команда начинают ограничивать также возможности пророссийско настроенной бизнес-элиты в Армении, навешивая на нее ярлык "пособников старых властей", параллельно западные партнеры создают финансовые подушки для правительства Пашиняна. В апреле-мае 2019 года Всемирный банк и МВФ разрабатывают проект выделения Армении 500-миллионного кредита.
По мнению Геворкяна, основной целью Запада было ослабление роли России в регионе и укрепление позиций Турции путем региональных коммуникационных и инфраструктурных проектов. Западные кураторы до мельчайших деталей расписали всю стратегию урегулирования, в эту стратегию вписывалась в числе прочего и дискредитация военной элиты Армении.
Что касается России, то по словам бывшего вице-премьера, ей решение карабахского вопроса нужно было для включения Азербайджана в интеграционные проекты, в ЕАЭС например, для ввода своего контингента в зону конфликта, что позволило бы держать под контролем риски сепаратизма на своих южных рубежах, населенных преимущественно мусульманами, а также для сдерживания экспансионистских устремлений Турции.
Согласно "плану Лаврова", обе стороны конфликта должны были пойти на уступки, однако со временем Алиев, все ближе узнавая Пашиняна, лишь "наращивал" свой аппетит, требуя от армянского лидера все новых уступок, не входящих в "план Лаврова".
Именно в рамках этого и был впоследствии поставлен вопрос передачи Шуши под азербайджанский контроль, говорит автор публикации. Но в рамках существовавших на тот момент предложений сдать Шуши было невозможно – разве что только путем отказа от некоторых территорий бывшей НКАО, т.е. исконных территорий Карабаха. Но такая уступка могла стоить Пашиняну собственной власти.
Забегая вперед, Геворкян считает неслучайным, что боевые действия продолжились до момента сдачи Шуши, хотя были все возможности остановить войну задолго до падения города, к примеру, начиная с 19 октября.
"Об этом говорят не только наши генералы и силовики, но и президент России, который рассказал о деталях обсуждений. Трижды был подписан документ о перемирии при непосредственном контроле трех самых влиятельных людей в мире – президентов России, США и Франции, но война закончилась только после занятия Шуши. Тюркской коалиции не удалось избежать российской миротворческой миссии и веского присутствия России в зоне конфликта", - пишет Геворкян.
Далее бывший зампред правительства отмечает, что в какой-то момент переговоры зашли в тупик, и Пашинян, по всей вероятности, начал отказываться от своих обязательств. Все это стало очевидно в апреле 2020 года, когда глава МИД России Сергей Лавров заявил, что уже больше года на столе лежит конкретный документ, обсуждаемый в рамках МГ ОБСЕ.
Пашинян ошибся в очередной раз, когда предположил, что Запад не позволит диктатору Алиеву начать войну против демократической Армении, говорит автор статьи. Однако боевые действия начались, и все дальнейшие шаги армянского руководства Геворкян видит сквозь призму постепенного снижения российского фактора, нивелирования роли боевых генералов, прошедших первую войну и т.д.
По мнению автора статьи, последние переговоры в Москве отчетливо показали, что под лозунгами о долгосрочном мире и безопасности Армению будут соблазнять новыми региональными энергетическими проектами, которые, однако, вряд ли будут реализованы. На самом деле будут реализованы те проекты, которые будут выгодны Турции, а не те, которые пополнят бюджет Армении.
https://ru.armeniasputnik.am/