29 января Статкомитет Армении представил свежие макроэкономические данные о том, как развивалась экономика страны в декабре и в целом за весь прошедший 2020 год…
В ПРОШЛЫХ АНАЛОГИЧНЫХ ОБЗОРАХ мы констатировали, что уже в апреле (после мартовского «внезапного обнаружения» коронавируса в Армении) стали заметны первые признаки надвигающейся беды - в частности, за январь-апрель 2020 года в сравнении с тем же периодом прошлого года показатель экономической активности ушел в минус (98,3%), а далее, усугубляясь от месяца к месяцу, падение за 8 месяцев дошло до 93,6%, за 9 – до 93,4%, за 10 месяцев – до 93,3% и за 11 месяцев – 92,8%. Если учесть, что на протяжении 2-го и 3-го кварталов армянская экономика проседала, то можно констатировать, что страна уже давно свалилась в рецессию (падение экономики на протяжении двух кварталов подряд). И вот данные за 12 прошедших месяцев: показатель экономической активности в Армении составил 92,5%, то есть национальная экономика за прошлый год потеряла 7,5%.
В прошлом обзоре мы констатировали, что вряд ли за оставшийся декабрь правительству Пашиняна удастся хотя бы слегка выправить ситуацию в деградирующей экономике. «Для этого в условиях тотальной общественной апатии и стресса нет ни подходящего фона, ни подходящих кадров в резерве кабинета Пашиняна. В обычных условиях некоторое оживление экономической активности можно было бы ожидать в преддверии новогодних праздников, но и это сегодня под большим вопросом. Бизнес ожидает только ухудшения ситуации – вплоть до коллапса экономики», - писал «ГА» тогда. Так и случилось: предновогодняя ситуация декабря не только не улучшила макроэкономическую картину страны, но и еще более ухудшила ее.
Теперь обратимся к внешнеторговому обороту, который за 11 месяцев составил 87,6%, а за 12 месяцев еще хуже – 86,8%. Соответственно темпы объемов экспорта за тот же период составили 96,1% (в денежном выражении чуть более $2,5 млрд). Что же касается импорта, то за 11 месяцев он составил 84,1%, а за 12 месяцев углубился до 82,3% (чуть более $4,5 млрд). Отрицательное сальдо внешнеторгового оборота (превышение импорта над экспортом) достигло внушительных $2 млрд!
По темпам роста объема промышленной продукции по итогам 9 месяцев мы имели ровно 101%, а с включением октября этот показатель сдал полпроцента – 100,5%. Тогда мы констатировали, что от темпов роста промышленности от месяца к месяцу остается все меньше. Свежий показатель подтвердил нашу мысль о том, что речь идет о тенденции. Если за 11 месяцев и промышленность, одна из немногих сфер, которая все еще держалась в небольшой положительной зоне, ушла в минус до 99,8%, то с включением декабря потери возросли до 99,1%.
СНИЖЕНИЕ ТЕМПОВ РОСТА ЗАРЕГИСТРИРОВАНО в сфере производства электроэнергии: если, к примеру, за январь-август 2020 года в отношении того же периода предыдущего года – всего 101,9%, а за январь-ноябрь – 101,8%, то по итогам всего года генерация остановилась на отметке 101,2%. Фактически из всех макроэкономических показателей только производство электроэнергии и валовый объем сельского хозяйства сохранили небольшое положительное значение. Напомним, что данные о сельском хозяйстве Armstat публикует в квартальном разрезе, и по итогам 2020 года этот показатель составил скромные 101,4%.
Между тем, традиционные на протяжении последних лет «локомотивы» экономического роста все больше «сходят с рельсов». Так, сфера услуг по итогам 11 месяцев упала до 86,4%, а за 12 месяцев (год) продолжила падение до 85,3%. Остается в упадке и внутренний торговый оборот, который за 11 месяцев углубился до 86,5%, а за 12 месяцев потерял еще полпроцента – ровно 86%.
В сфере строительства за 11 месяцев зарегистрировано падение на уровне 88,8%, а за 12 месяцев чуть лучше – 90,5%. Таким образом, показатели стройиндустрии продолжают оставаться темпами именно падения, причем почти двузначного (минус 9,5% относительно аналогичного периода предыдущего года!). То есть, наметившиеся в начале 2020 года скромные позитивные тенденции в этой важной сфере сегодня обрушены до глубоких минусовых значений.
Другой важнейший показатель макроэкономической стабильности – официальная инфляция – фактически составила 101,2%, что ниже даже самого нижнего порога целевого уровня правительства (102,5%). При этом в стране бушует реальная продовольственная инфляция в двузначных величинах, так что обобщенный показатель инфляции, который в среднем исчисляется по ценам, так сказать, на масло и гвозди, никого обмануть не может. Достаточно заглянуть в первый попавшийся супермаркет…
Ашот Арамян, "Голос Армении"