В условиях анонсированной пашиняновским режимом "эпохи мира" и дружбы с врагом, полного отсутствия реакции армянских властей на зверства, пытки (включая пытки по религиозному признаку), убийства наших военнопленных, в условиях оккупации врагом части территорий Республики Армения и множества нерешенных проблем, связанных с безопасностью народа и государства, турецко-азербайджанскому тандему, возможно, удастся то, что до сих пор не удавалось на протяжении всей их геноцидальной истории. И вот этого никак нельзя допустить. Просто нельзя.
"Армянские военнопленные в Азербайджане подвергались жестоким пыткам не только по этнической принадлежности, но и по религиозному признаку", - свидетельствует омбудсмен Арман Татоян, поясняя, что раньше армянская сторона с таким не сталкивалась, эти случаи были зарегистрированы после его недавнего спецдоклада о пытках армянских военнопленных в Азербайджане.
ТАТОЯН ТАКЖЕ ЗАЯВИЛ О ТОМ, ЧТО ПОСЛЕ ВОЙНЫ антиармянская политика и пропаганда ненависти к армянам, поощряемая властями Азербайджана, только усилилась. И в ней появился новый компонент - ненависть по религиозному признаку
"В одном случае азербайджанские военнослужащие потребовали от армянского военнопленного отказаться от христианства, принять ислам. Когда же он отказался поменять веру, те обожгли ему ногу, жестоко избили и издевались над ним. Кроме того, был случай, когда азербайджанцы, увидев на теле армянского солдата тату в виде креста, зажигалкой обожгли этот участок тела и жестоко избили. Они также отобрали кресты у армянских военнопленных, высмеяли их и их религию, а также жестоко избили в ответ на просьбу вернуть кресты", - говорится в заявлении Защитника прав человека.
Скорее всего, Арман Татоян имел в виду события последних полутора лет, потому что ненависть по религиозному признаку – далеко не "новый компонент" в арсенале зверств азербайджанской солдатни по отношению к армянам. И рано или поздно сущность варвара, заложенная в генетическом коде еще со времен Геноцида армян в Османской Турции, унаследованная азербайджанцами от турок и регулярно практикуемая на оказавшихся в их власти армянах, неизбежно должна была проявиться и в 21 веке - во время и после 44-дневной войны.
С "таким" армянская сторона сталкивалась и раньше, в ходе первой Арцахской войны. Вспомним хотя бы трагедию Мараги.
10 апреля 1992 года… Подразделения Минобороны Азербайджана, внутренних войск и отрядов ОМОНа совершили нападение на армянскую деревню Марага Мардакертского района Арцаха, устроив чудовищную бойню. "Это было местом мучений и жестокостей... Современная Голгофа, только во много раз хуже", - описывала резню в Мараге баронесса Керолайн Кокс, бывший вице-спикер Палаты лордов Великобритании, посетившая село спустя несколько дней после преступления. От самого села ничего не осталось – его полностью разгромили и сожгли. Около 50 сельчан были убиты с особой жестокостью, 49 мирных жителей взяты в плен, судьба около 20 из них до сих пор неизвестна…
Люди, которым чудом удалось спастись, впоследствии свидетельствовали о том, что действия азербайджанцев напомнили им почерк турецких палачей в годы Геноцида армян, рассказывали о страшных пытках, в том числе и по религиозному признаку, которым азербайджанцы подвергали армян, вырезая, словно тавро, кресты на лбу, на истерзанных и изувеченных телах убитых с криками "Карабах наш, и вы будете уничтожены, а не переселены, Карабах наш и тут будем жить мы, а вы "харам", грязные армяне".
Ничего не напоминает? Например, недавний спич Ильхама Алиева, заявившего, что отныне в Карабахе "не зазвучат песни на чуждом языке и господствовать будет азербайджанский язык".
"...Потребовали от армянского военнопленного отказаться от христианства, принять ислам. Когда же он отказался поменять веру, жестоко избили…", "азербайджанцы, увидев на теле армянского солдата тату в виде креста, зажигалкой обожгли этот участок тела…" - это в чистом виде ненависть по религиозному признаку. И она всегда была доминантой для турок и азербайджанцев – как во время двух карабахских войн и Геноцида армян 1915 года, да и до него. Не просто ненависть, а стремление на корню уничтожить армянское самосознание, армянскую идентичность, заставляя принять ислам.
ВСПОМНИМ, ЧТО, НАЧИНАЯ С 15-16 ВЕКОВ и вплоть до 20-го века в отношении армян, насильственно или добровольно принявших мусульманство, применялся четкий термин: отуреченные (туркацац). Когда армянин принимали ислам, говорили не о том, что "он принял ислам", а "туркацав" – отуречился.
"Приняв мусульманство, армянин не только отвергал весь пласт армянской истории и культуры, имеющий хоть какое-то отношение к освободительной борьбе и идеологии, но еще и соглашался быть носителем идеологии врага, - отмечает историк, доктор политических наук Армен Айвазян. - Не будем далеко ходить, вспомним пример из новейшей истории: село Тог Гадрутского района, являвшееся в свое время столицей созданных в 1735 г. Меликств Хамсы. К концу 18-го века часть этого села приняла ислам – отуречилась. В 1988 году половина населения села составляли азербайджанцы по паспорту, прекрасно помнившие о своих армянских корнях. Ведь прошло всего два столетия, а они продолжали жить в том же селе, где жили их предки-армяне.
Так вот, та половина села, что была отуречена, выступила против освобождения Арцаха. Они сражались против нас, армян. О чем это говорит? Значительная часть сегодняшнего населения Нахиджевана – азербайджанцы, чьи предки когда-то были армянами, но приняв мусульманство, они и их потомки были навсегда отуречены… Между тем полтора миллиона армян отказались стать мусульманами и стали жертвами Геноцида. Потому что наш народ прекрасно осознавал, что меняя христианскую веру на господствующую религию своих врагов, он тем самым меняет и свою национальную принадлежность…"
В Баку и Анкаре отлично понимают, что одними штыками искоренить армянскую идентичность не получится. Еще в феврале 2008 года, выступая в Кельне перед турецкой общиной, Эрдоган призывал турок быть истинными мусульманами, заявляя: "Мечети – наши казармы. Их минареты – наши штыки. Их купола – наши шлемы. Верующие – наши солдаты". В сегодняшней Турции также практикуют насильственную смену религии армян. Недавний пример: в ходе прямого эфира на турецком телевидении, в отсутствие родителей, 13-летнего подростка-армянина ведущий передачи - турецкий духовный деятель обратил в ислам".
Огнем, мечом, пытками, психологическим насилием, издевательствами, вырезая кресты на лбу и любыми иными методами вырубить христианское самосознание армянина, как носителя христианской, более того - патриотической теологической доктрины Армянской Апостольской Церкви – после этого вековую борьбу с Армянским вопросом можно считать поконченной. Так что подобная практика – далеко на новость.
Но действительно новым является то, что в условиях анонсированной пашиняновским режимом "эпохи мира" и дружбы с врагом, полного отсутствия реакции армянских властей на зверства, пытки (включая пытки по религиозному признаку), убийства наших военнопленных, в условиях оккупации врагом части территорий Республики Армения и множества нерешенных проблем, связанных с безопасностью народа и государства, турецко-азербайджанскому тандему, возможно, удастся то, что до сих пор не удавалось на протяжении всей их геноцидальной истории.
И вот этого никак нельзя допустить. Просто нельзя.
Зара Геворкян, "Голос Армении"