Итак, ЕС принял решение о выделении Азербайджану пакета финансовой помощи в размере двух миллиардов евро. Об этом на встрече с министром иностранных дел Джейхуном Байрамовым заявил комиссар Европейского Союза по соседству и расширению Оливер Вархели. В ходе встречи стороны дружески трепали друг друга за плечи, расплывались в слащавых улыбках, обменивались массой комплиментов, неустанно напоминая о плодотворном сотрудничестве между Брюсселем и Баку, и смачно мусолили планы на будущее.
ОСОБЕННО СЛОВООХОТЛИВЫМ И СЛ(А)ВООХОТЛИВЫМ был господин Вархели, который не жалел подобострастных эпитетов в адрес партнеров из Баку. Они, дескать, очень способные ученики по части усвоения демократических ценностей, абсолютно искренни в своем курсе равнения на либеральную Европу и вообще необыкновенно добропорядочны. В качестве примера Вархели напомнил об азербайджанском газе, которым бакинские друзья готовы согреть замерзающую Европу взамен российского, естественно, исходя не из геополитических, а исключительно гуманных побуждений.
А еще комиссар добавил, что (тоже исходя из исключительно человеколюбивых соображений) Евросоюз готов участвовать в процессе восстановления и реконструкции, осуществляемых в Азербайджане. Надо полагать, он имел в виду восстановление "освобожденных от армянских оккупантов" территорий. Тех самых, которые многострадальному Азербайджану пришлось очищать от армянских террористов с помощью добровольческого демократического интернационала из Турции, Пакистана и Сирии.
Одним словом, стороны зафиксировали небывалое сближение позиций по всем вопросам двусторонних взаимоотношений, а также региональной и мировой повестки. Доказательством тому - аж два миллиарда евро, которыми комиссарам Евросоюза пришло в голову щедро вознаградить Азербайджан.
Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Ведь вопрос совсем не в том, почему ЕС поддерживает отношения с Баку и задаривает его миллиардами. В конце концов, политическими процессами в мире всегда движет пресловутый реал-политик, основанный на защите собственных интересов, но никак не на ценностях гуманизма. И это можно бы воспринимать более или менее спокойно, если бы не традиционная привычка наших западных "друзей" всегда подавать блюдо своих политических, зачастую губительных для иных стран комбинаций под соусом демократических идеалов и человеколюбия. Жеманница Европа в этом деле первая из главных, готовая кому угодно преподать урок продвижения своих кровных интересов любой ценой, но прикрываясь при этом миной ангельского бескорыстия на лице.
Страну с самыми низкими, согласно европейским же организациям, показателями развития демократических институтов, с самой высокой степенью коррумпированности, подавления инакомыслия и свободы слова, давно перешагнувшую за черту конвенциональных запретов по обращению с военнопленными, использованию химического оружия и террористических методов ведения войны, бонзы высших европейских структур с елейной улыбкой заговаривают лестными комплиментами и задабривают большими деньгами.
Перед алиевщиной заискивают провозгласившие себя жрецами канонической демократии структуры, будучи при этом превосходно осведомленными о том, что речь идет об автократическом драконовском режиме о трех головах: коррупции, криминала и терроризма. А ведь иногда даже за половину того, что успела натворить одиозная семейка Аливых, иных правителей под дружный поощрительный свист европейских элит ставят к стенке. Чете Чаушеску и не снились алиевские масштабы воровства народных денег и десятки коррупционных скандалов в топовых новостях мировых СМИ. Однако хранителям скрижалей демократического завета тогда и в голову не пришло хотя бы из соображений того же гуманизма предотвратить расправу над немолодыми супругами. Потому что расстрел румынских автократов очень кстати символизировал "смерть" коммунизма в Восточной Европе, так долго ими ожидаемую и лелеемую в мечтах.
А ЕЩЕ ПОТОМУ, ЧТО У ЧЕТЫ ЧАУШЕСКУ не было в руках газового вентиля. А у Алиева он есть, и это очень-очень кстати в условиях, когда бодание с Россией может стать причиной лишения Европы голубого топлива.
По всей вероятности, азербайджанский газ не пахнет антидемократизмом, как бы Алиев ни извращался в диктаторских замашках и ни показывал кукиш самим европейцам, как отпетый избалованный шкет, единственный метод призвать к порядку которого – просто огреть звонкой оплеухой. Но диктатора никто к порядку призывать не собирается, наоборот, в сложившихся обстоятельствах его даже готовы погладить по холке в качестве поощрения.
Ну да бог с ними, с ЕС и ставшей уже патологической привычкой европейских структур жертвовать принципами в угоду меркантильным интересам. Сколь бы мерзким ни было это двурушничество, к нему можно, переступив эмоции, отнестись с пренебрежением. Реал-политик, что ж поделаешь…
Но как, спрашивается, спокойно относиться к господам из нашей с вами общественно-политической реальности, которые месяцы напролет визгливо доказывали, что предоставление Армении Брюсселем 2,3 миллиарда евро свидетельствует об особом отношении Европы к армянской демократии? Как реагировать на их клятвенные заверения в том, что тем самым Евросоюз окончательно отверг принцип равнозначного партнерства с Ереваном и Баку?
И как квалифицировать их проповедь о необходимости всем армянским миром спешно "перекреститься" в адептов европейского либерализма и, соответственно, повернуться спиной к России, как к сатане, поскольку спасительная звезда для нашей страны уже зажжена на Западе? Стоит ли это считать осознанной ложью или наивным просчетом?
Впрочем, исходя из многолетнего опыта можно предположить, что эти чинные господа вовсе не намерены каяться ни в том ни в другом.
Вероятнее всего, каждый из них с калькулятором в руках уже резво выбивает на кнопках математические комбинации по разделению подаренных Евросоюзом миллиардов на количество проживающих в Армении и Азербайджане душ, дабы на худой конец в свое оправдание и в оправдание горячо любимой Европы долями процентов доказать чуть более высокую значимость для Брюсселя армян в денежном эквиваленте.
Богдан Атанесян, "Голос Армении"