Статья «В нефти по самые помидоры» (автор - Ольга Костенко-Попова) опубликована в газете «Аргументы и Факты» №29. Предлагаем вниманию читателей отрывки из данной публикации.
********************
«Куда ты едешь? В Баку? - Знакомые московские армяне вздрагивают. - Ты оттуда не вернёшься, там злые люди, забыла Нагорный Карабах?!» «Куда ты едешь? В Баку? - Знакомые московские азербайджанцы тоже вздрагивают, как бы передразнивая армян. - Ты оттуда не вернёшься, стоит тебе прогуляться по набережной, пообщаться с местными парнями, купить миндаль на Тезе Базар и почувствовать вкус нефти. Кстати, не открывай рот, когда в Каспии купаться будешь, - нефтяная плёнка несколько недель не смывается, вкус специфический!»
Мне кажется, что в самолёте Москва - Баку я одна - не азербайджанка. Впрочем, не только мне. «Вот вы, наша единственная в салоне по внешности москвичка, знаете, почему в Баку осталось ещё несколько миллионов азербайджанцев? Чтобы уладить формальности перед отъездом в Москву! Шучу! - смеётся мне в ухо сосед по авиаряду дедушка Ильхам и продолжает: - А что все азербайджанцы жалеют, что в паспорта вклеены фотографии лиц, а не других частей тела, вы в курсе? Снова шучу!» Тёзка президента Азербайджана навещал в Москве внучку, родившуюся «сильно после распада Союза». Летать туда-сюда дорого, пенсия у бывшего врача 3000 рублей на наши деньги. «Это ничего, три года назад была 2 тысячи, экономика развивается, - веселится Ильхам. И добавляет: - Знаете шутку: икра в Азербайджане есть в каждом доме, если это дома… начальника рыбнадзора!» Бакинский аэропорт имени Гейдара Алиева похож на хоромы барские. Пальмы, стразы, реклама мобильных телефонов, которые стоят как подержанный автомобиль. Ряд таксистов искрится гостеприимством и золотыми зубами, сразу вспоминается анекдот: «На случай засухи азербайджанцы изобрели искусственные гвоздики, на случай кариеса - золотые коронки».
Плюс «алиефикация»!
Из аэропорта имени Гейдара Алиева меня везут по проспекту имени Гейдара Алиева, мимо музея имени Гейдара Алиева, в объезд памятника Гейдару Алиеву, который стоит на площади рядом с дворцом Гейдара Алиева, по проспекту имени мамы Гейдара Алиева - устала уже перечислять. Но меня не так поражает «алиефикация всей страны», как мегамасштабы мегабогатства и мегастроительства. Центральные улицы Баку напоминают модные проспекты Милана и Вены, только в масштабе 1:3. Чувствую себя мухой, залетевшей в сундучок с драгоценностями. Модные бутики сменяют футуристические здания всех возможных цветов, размеров и изгибов: чудо-гостиницы, эпатирующие музеи, шокирующие дома-небоскрёбы. Париж плачет, Дубай отдыхает, Церетели кусает локти…
Окна без света
«Да, у нас огромное количество вычурных новостроек, созданных по эскизам ведущих западных архитекторов, но пройдитесь вечером и загляните в окна: они не светятся! - объясняет мне Самир Керимов, независимый экономический эксперт. - Одни люди, которые богатые, вкладывают в строительство деньги, нажитые на тупой продаже нефти и газа (частные инвесторы у нас составляют 99%), а другие люди, которые бедные и их большинство, даже окно в таких домах купить не могут! Ну вот вам цифра: однокомнатная квартира в центре Баку стоит 80 тысяч долларов, пенсия моей мамы - 85 манатов (107 долларов), это при минимальном прожиточном уровне 150 манатов! Ничего принципиально нового после развала Союза у нас не запускается, страна «сосёт» нефть и не развивает конкурентное производство. Цифры, которые говорят о растущих доходах населения или возрастающей занятости, - фикция. У нас народ трудоустроен на сезонных или временных работах: асфальтировании дорог или строительстве высоток. Растущий ВВП - да, впечатляет. Но он обусловлен увеличением экспорта углеводородного сырья, ставшего возможным благодаря запуску в 2005 г. нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан. При этом у нас, в Богом благословенной по климатическим условиям стране, только 10% продуктов в магазинах и на рынках свои, остальное - привозное. Вы поразились чудовищному русскому языку, на котором с вами разговаривали на набережной? Так ведь 2 миллиона азербайджанцев выехали из страны за рубеж, многие - из Баку, а на их место приехали «парни из провинции», еле-еле говорящие по-русски.